Тенденции развития внешнеэкономического сотрудничества в последние десятилетия получили отражение в регламентации международных коммерческих контрактов, центральное место среди которых занимает договор международной купли-продажи товаров. Создание общих правил и единообразных правовых режимов взаимодействия — одна из ключевых предпосылок дальнейшего развития международного товарообмена на условиях, в равной мере отвечающих интересам продавцов и покупателей. Активная работа по унификации правил международной купли-продажи товаров началась с середины 50-х годов прошлого столетия. Этот процесс затронул все известные современному международному частному праву формы и методы, а соответственно и источники правового регулирования внешнеэкономических отношений. Можно выделить три основных направления в развитии этого процесса. Первое — выработка единых подходов при использовании коллизионного метода регулирования, обеспечивающих наиболее рациональный и предсказуемый выбор норм иностранного права, подлежащих применению к конкретным отношениям. Второе создание системы единообразного материально-правового регулирования внешнеторговых контрактов путем принятия унифицированных международных актов (конвенций, соглашений и т.п.) прямого действия, что создает условия для более успешного и взаимовыгодного сотрудничества партнеров из разных стран на общей правовой основе. Именно в сфере международной торговли принят один из самых значительных актов универсальной унификации международного частного права Конвенция о договорах международной купли-продажи товаров (Венская конвенция) и ряд других документов общей и региональной унификации правовых норм. Третьим направлением является сближение норм национального законодательства, применяемых к договорам купли-продажи при коллизионном методе их регулирования.
В силу характера и многообразия условий формирования конкретных внешнеэкономических отношений эффективное их регулирование может достигаться лишь при умелом сочетании различных способов и методов их правовой регламентации. Отдавая должное развитию универсальной унификации как приоритетному направлению в совершенствовании правового регулирования отношений в сфере международной торговли, многие специалисты обращают внимание на объективные факторы, ограничивающие пределы использования этого метода по крайней мере в нынешних условиях. При исследовании сложившейся к настоящему времени системы правового регулирования международной купли-продажи необходимо уделить внимание соотношению норм актов различной правовой принадлежности, с одной стороны, и выявлению актуальных направлений дальнейшего совершенствования этой системы с другой. Наряду с совершенствованием и развитием традиционных методов правового регулирования международных экономических отношений ученые и практики в последние десятилетия уделяют значительное внимание выработке новых правовых форм, способствующих укреплению сотрудничества. Результатом стало появление ряда документов, разработанных международными организациями, различными институтами и коллективами ученых, содержащих единообразные правила, касающиеся международных контрактов.
Международная торговая политика и регулирование международных ...
... исключит необходимостть продажи и покупки валюты в той степени, в которой согласованы поступления и платежи в иностранной валюте, и тем самым устранит экспозицию. Международная торговля порождает ... качество рабочей силы и значительно увеличился совокупный объем основных фондов. Поэтому Украина, экспортировавшая полвека назад преимущественно сельскохозяйственные товары и сырье теперь вывозит в ...
Круг этих документов разнообразен: это — и своды единообразных принципов и правил договорного права, типовые общие условия, типовые контракты, регламенты и т.д. Содержащиеся в них положения основываются на действующих унифицированных актах и получивших широкое признание нормах национального законодательства, отражают сложившиеся обычаи делового оборота, учитывают практику их применения международными правовыми институтами, а также доктринальные разработки современных правовых проблем международного частного права. Эти документы рассматриваются как негосударственные формы унификации. Они не носят нормативного характера, но создают более широкую правовую базу для согласования сторонами условий контрактов, формулируют принципы их взаимодействия в процессе исполнения обязательств, указывают на последствия их нарушения и т.д. Каждое из названных направлений регламентации отношений в области международной торговли имеет свои особенности. На это следует обратить внимание при более детальном рассмотрении отдельных способов и методов унификации правил о договорах международной купли-продажи.
Объектом исследования в данной выпускной квалификационной работе является внешняя торговля России.
Предметом настоящего исследования регулирование внешнеэкономической деятельности России на современном этапе.
Цель выпускной квалификационной работы рассмотреть регулирование внешнеэкономической деятельности России на современном этапе.
Для достижения поставленной цели, необходимо решить следующие задачи:
- рассмотреть теоретические основы внешнеторговой деятельности;
- провести анализ современного состояния внешней торговли России;
- рассмотреть проблемы и перспективы внешнеторговой политики России.
Теоретической основой исследования послужили труды отечественных и ученых-экономистов и правоведов, в которых освещаются вопросы теории и практики формирования системы регулирования внешней торговли, такие как: Н.М. Добрынин, А.Н. Митин, Н.Ю. Ерпылева, А.И.Бексултанова, Е.Б. Ганюшкина и др.
Структура работы состоит из введения, трех глав, заключения и списка источников.
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
1.1. Сущность и роль внешней торговли
В течение долгого времени физические лица вели торговлю за пределами своего государства без какого-либо внешнего регулирования. Правопорядок в области международной торговли стал складываться, как полагают специалисты, в XII — XIII вв., когда стали появляться предшественники современных двусторонних договоров в форме соглашений между монархами, которые предусматривали предоставление торговцам, как правило, на взаимной основе, условий обмена товарами на более благоприятных условиях, чем это устанавливалось обычно, при отсутствии специальных договоренностей.
Проблемы развития розничной торговли в России
... в этом заключается существенное отличие западного розничного бизнеса и именно в этом его преимущество перед сектором отечественного ритейла. Проблемы развития розничной торговки Таблица 1 Проблемы развития розничной торговли ... политики у предприятий розничной торговли в России, чего нельзя сказать о розничных предприятиях стран Запада. Западный опыт торговой деятельности, в первую очередь, направлен ...
Главная цель современного государства заключается в обеспечении благополучия своей нации. Сегодня цивилизованному обществу известно два основных средства, с помощью которых обеспечивается достижение главной цели государства: демократия и господство права. При этом под демократией понимается форма государственно-политического устройства общества, основанная на признании народа в качестве источника власти. Понятие «господство права» включает в себя весь набор фундаментальных принципов демократии: равноправие граждан, правовую защищенность их прав, свобод и законных интересов, верховенство закона, разделение власти, выборность главы государства и представительных органов.
Однако указанные выше средства жизнеспособны только в условиях материальной достаточности общества при устойчивом экономическом развитии государства. Таким образом, для достижения благополучия нации требуется обеспечить экономику всеми необходимыми ресурсами (природными, демографическими, финансовыми, технологическими, производственными и т.д.).
Необходимое количество ресурсов для устойчивого экономического развития объективно пропорционально общественным потребностям, которые в свою очередь определяются содержанием экономических отношений индивидуальных членов общества.
Запасы ресурсов не безграничны, а наличие необходимых ресурсов на территории того или иного государства неодинаково. Эта ситуация порождает национальные или стратегические интересы государств в обладании всем необходимым. Национальный (стратегический) интерес государства выражается в отношении к потребностям своей нации.
Главными стратегическими интересами государства являются, во-первых, сохранение целостности общества, во-вторых, обеспечение функционирования общества путем установления регулирующих правовых механизмов и, в-третьих, обеспечение общества всеми необходимыми ресурсами. При этом только последняя категория стратегических интересов потенциально может быть реализована в полной мере во внешнеэкономической сфере или, иными словами, в сфере международных экономических отношений.
Соответственно международные экономические отношения это система связей, которая прямо или опосредованно касается распределения или перераспределения ресурсов.
Однако та или иная потребность не обладает постоянно заданной ценностью, а представляет собой лишь фиксацию баланса интересов спроса и предложения в конкретный момент времени и при определенных условиях. Поэтому стратегические интересы государства могут корректироваться в соответствии с ценностным выражением потребностей нации при определенном уровне развития экономических отношений. Другими словами, интерес проявляется к обладанию ценностью. Все многообразие мира можно представить как совокупность ценностей. Ценности могут быть как материальные, так и нематериальные.
Торговля продовольственными товарами
... задачи: приобретение необходимых практических навыков самостоятельной работы в обрасти торгово-оперативного процесса управление качеством и ассортиментом товаров народного потребления и обеспечение сохраняемости товара выполнение работ по профессии продавец продовольственных товаров, контролер-кассир. ...
В процесс международной торговли могут быть включены материальные вещи (готовая продукция, машины, оборудование, сырьевые товары), услуги (транспортные, коммуникационные, научно-технические, финансовые, страховые, информационные, туристические, любого иного рода), интеллектуальная собственность (авторские права, патентные права, право на информацию), имущественные права (право собственности и др.).
Под международной торговлей понимают межгосударственное (трансграничное) перемещение товаров и услуг, а также торговлю результатами интеллектуальной собственности. Международную торговлю можно представить и как совокупность внешней торговли всех стран.
Внешнеэкономическая деятельность представляет собой совокупность производственно-хозяйственных операций и организационно-правовых отношений хозяйствующих субъектов различных стран, связанных с реализацией ими работ, поставок товаров и оказания услуг на международном сегменте рынка.
Внешнеэкономическая деятельность может быть определена как разновидность предпринимательской деятельности во внешнеторговой сфере. В свою очередь, под предпринимательской деятельностью понимается самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность, направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг.
Исследование практики международной торговли позволяет выделить три основных направления внешнеторговой деятельности:
- обмен товарами в вещественно-материальной форме и услугами, связанными с осуществлением товарооборота;
- технико-экономическое сотрудничество, включающее содействие в области промышленного и гражданского строительства и предоставление услуг инженерно-технического характера;
- внешнеторговая деятельность в сфере научно-технического сотрудничества, представляющего собой обмен достижениями науки и техники и совместное осуществление научно-технических работ.
Ориентиром признания торговли международной является юридический факт пересечения товаром таможенной границы. Этот факт фиксируется в документах таможенной отчетности. В редких случаях экспортные операции осуществляются без перемещения границы. Так происходит, например, когда осуществляется продажа сырья государству пребывания иностранной фирмой, ведущей свою деятельность в пределах территории этого государства.
Внешнюю торговлю отдельно взятого государства составляют продажа и вывоз товаров и услуг за границу (экспорт) и покупка и ввоз из-за границы товаров и услуг (импорт).
Сумма стоимостных объемов экспорта и импорта составляет торговый оборот. Разница в стоимостных объемах экспорта и импорта обозначается как торговое сальдо.
Правовое регулирование деятельности государственных органов в ...
... в эволюции коррупции в развитых странах стал рубеж XIX и XX вв. С одной стороны, началось очередное усиление государственного регулирования ... органов, администратор и т. д.). Главным стимулом к коррупции является возможность получения экономической прибыли (ренты), связанной с использованием властных полномочий, ... тому, что коррупция в одной стране стала негативно сказываться на развитии многих стран. ...
Многостороннее регулирование XXI в. имеет тенденцию к усложнению за счет вероятного появления соглашений между интеграционными объединениями. Сложности на пути создания системы универсального регулирования мировой торговли связаны с тем, что некоторые мировые товарные рынки контролируются преимущественно транснациональными корпорациями (ТНК), действующими по своим внутрикорпорационным правилам, а не государствами, реализующими нормы международного права. Многие трансграничные товарные рынки управляются ограниченным числом транснациональных корпораций. Часть товарных рынков находится под определенным влиянием региональных экономических организаций стран-производителей или стран-экспортеров.
Факторами, определяющими место, роль мировой торговли, ее товарную и географическую структуру, тенденции ее развития являются те количественные и качественные сдвиги, которые произошли как на уровне субъектов мирового хозяйства и международных экономических отношений, так и на уровне производительных сил.
Международная торговля это торговля через границы между странами, обмен товарами и услугами. Разница между странами в их конкурентных преимуществах (или сравнительных преимуществах) при производстве различных продуктов приводит к международному разделению труда (расположение производства) и определяет поток экспорта и импорта между странами. Международная торговля может принести преимущества как в потреблении, так и в производстве. Она способствует повышению жизненного уровня и производственной эффективности. Международная торговля позволяет странам потреблять некоторые товары и услуги дешевле за счет импортирования, а также получить некоторые ресурсы и продукты из других стран, которые были бы недоступны иным способом, поскольку внутренние производители не в состоянии поставить их на рынок (например, редкое сырье или высокотехнологичный продукт).
Международная торговля поощряет эффективность производства при помощи перераспределения ресурсов от тех регионов, которые лучше обслуживать при помощи импортирования в те отрасли промышленности, где страна имеет конкурентное преимущество по отношению к торговым партнерам.
Международная торговля предоставляет несомненные преимущества как в производстве товаров, так и в потреблении товаров и услуг. Она способствует повышению жизненного уровня населения, эффективности производства. Однако, эти преимущества достигаются в условиях свободной торговли, при отсутствии запретов и ограничений. Либерализация и протекционизм определяют в настоящее время основные направления развития мировой торговли.
Меняющаяся геополитическая обстановка, угроза применения негативных ограничений к РФ со стороны стран Европейского Союза и США, позволяют предположить, что, если отношения названных государств будут ухудшаться, то неизбежно сократится число международных объединений, где наше государство сможет полноценно реализовывать членство. В числе таких объединений политики уже называли Всемирную торговую организацию (ВТО).
В связи с этим необходимо осознать, какие международно-правовые формы сотрудничества для международно-правового регулирования международной торговли существуют вне рамок ВТО.
Государственное регулирование внешнеторговой деятельности
... Проанализировать изменения государственного регулирования внешней торговли в связи с созданием Таможенного союза трех государств: Россия, Беларусь, Казахстан. ГЛАВА 1 ХАРАКТЕРИСТИКА ВНЕШНЕТОРГОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ РОССИИ: ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ, СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ 1.1 Понятие внешнеэкономической деятельности и внешней ...
1.2. Нормативно-правовое регулирование ВЭД
Государственное регулирование используется в интересах всего общества. Оно затрагивает интересы всей хозяйственной и социальной сферы, всех регионов страны, оказывает на них огромное влияние.
В основе государственного регулирования использование рычагов и методов, прямых и косвенных регуляторов экономических процессов. Различные аспекты экономической деятельности государство регулирует через бюджетную, банковскую систему, государственные заказы, таможенную службу. Широко используются планирование, экономическое прогнозирование, контроль и другие функции управления.
Государственное регулирование устанавливает правила и порядок экономической деятельности, ответственность за соблюдение этих правил. Виды методов государственного регулирования внешнеторговой деятельности представлены на рисунке 1.1.
Рис.1.1. Виды методов государственного регулирования внешнеторговой деятельности
Вопросы проведения промышленной и внешнеэкономической политики тесно взаимосвязаны и направлены на достижение целей экономического развития страны. То есть, цели государственного регулирования ВЭД подчинены решению стратегических задач государства как во внешнеэкономических отношениях в целом, так и в области развития национальной экономики. Пути, средства и методы, применяемые для достижения намеченных стратегических целей, выбираются в соответствии с конкретными экономическими и политическими условиями. Тактические задачи государственного регулирования ВЭД следует отличать от задач текущего характера, которые также могут решаться за счет применения методов государственного вмешательства в ВЭД.
Основные цели, задачи, принципы и инструменты государственного регулирования внешнеторговой деятельности в России сформулированы в Федеральном Законе «О государственном регулировании внешнеторговой деятельности». К важнейшим целям государственного регулирования относятся: использование внешнеторговых связей для ускорения создания в России рыночной экономики; создание условий доступа российских предпринимателей на мировые рынки посредством оказания политического, организационного, финансового, информационного содействия; защита национальных внешнеэкономических интересов, защита внутреннего рынка; создание и поддержание благоприятного международного режима во взаимоотношениях с различными государствами и международными организациями.
Основными целями государственного регулирования ВЭД являются:
- обеспечение национальной экономической безопасности;
- защита внутреннего рынка страны от недобросовестной конкуренции;
- создание благоприятных условий для национальных производителей экспортных товаров;
- обеспечение конкурентоспособности отечественных товаров на мировом рынке, создание возможностей быстрого и беспрепятственного их продвижения на внешних рынках;
- обеспечение устойчивого внешнего финансового положения и поддержание платежного баланса; выполнение международных обязательств;
- защита прав и законных интересов субъектов внешнеэкономической деятельности.
Государственное регулирование внешнеторговой деятельности в России осуществляется в соответствии со следующими принципами: единство внешнеэкономической политики внешней и общей экономической политики; единство системы государственного регулирования и контроля за его реализацией; перенос центра тяжести регулирования с административных на экономические методы; четкое разграничение прав и ответственности Федерации и ее субъектов; обеспечение равенства всех участников ВЭД.
Налоговое регулирование внешнеэкономической деятельности
... непосредственный механизм государственного регулирования ВЭД. Современный механизм внешнеэкономической деятельности включает государственное управление внешнеэкономическим комплексом, основные ... как неотъемлемая часть системы государственного регулирования внешнеторговых процессов в странах Запада. ... рассматриваются тарифные методы регулирования ВЭД, основные принципы налоговой политики, виды налогов, ...
Главная стратегическая задача внешнеэкономической политики любой страны состоит в обеспечении благоприятных условий в сфере ВЭД для эффективного развития отечественного бизнеса. Помимо факторов, вытекающих из собственно внутринационального экономического развития, здесь действуют и факторы, вытекающие из общего процесса интернационализации экономической жизни. Во внешнеэкономической политике проявляются противоречивое взаимодействие двух основных тенденций в развитии современных международных экономических отношений с одной стороны, гармонизации развития этих отношений, а с другой обострения конкурентной борьбы на международной арене.
В связи с этим во внешнеэкономической политике реализуются два основных ее направления: протекционизм и либерализация внешнеэкономической деятельности. Протекционизм состоит в защите отечественного бизнеса и внутреннего рынка страны от иностранной конкуренции (пассивный аспект протекционизма) и/или поддержке отечественного бизнеса в его экспансии на рынках зарубежных государств (активный аспект протекционизма).
Либерализация связана со снятием всевозможных видов барьеров, препятствующих развитию внешнеэкономических связей. Обычно понятие либерализации ВЭД связывается с понятием открытости национальных экономик.
Исходя из стратегических целей и направлений внешнеэкономической политики решение тактических задач государственного регулирования ВЭД осуществляется на нескольких уровнях:
1. наднациональном уровне, то есть на основе двусторонних и многосторонних соглашений и в сотрудничестве с международными организациями;
2. национальном уровне, где его можно разделить на несколько направлений:
- государственное регулирование ВЭД по отраслям: предполагает создание более благоприятных условий для перспективных экспортных отраслей, контроль над экспортом стратегически важных товаров, защиту временно убыточных отраслей;
- государственное регулирование ВЭД по регионам: предусматривает, в частности, поддержку развития внешнеэкономической деятельности, экспортных отраслей в отдельных регионах, например, путем создания специальных экономических зон;
- государственное регулирование ВЭД на уровне участников — отдельных хозяйствующих субъектов; то есть непосредственно осуществление процедур предоставления лицензий, экспортно-импортного контроля, предоставление экспортных государственных заказов.
Органы регулирования можно разделить на органы общей компетенции и специальные. К первым относятся Президент, Федеральное собрание, Правительство России. Центральным государственным органом регулирования ВЭД является Министерство экономического развития и торговли, которое отвечает за разработку и проведение единой государственной социально-экономической политики в целом, определяет и разрабатывает эффективные методы развития экономики, организует и координирует инвестиционную политику, организует разработку и контролирует выполнение федеральных программ. В систему Министерства входят: Внешнеэкономические объединения, Всероссийская академия внешней торговли, Всероссийский научно-исследовательский конъюнктурный институт, Объединение информационного обеспечения и автоматизированной обработки данных. В условиях децентрализации управления ВЭД особую роль играет институт уполномоченных в регионах. В структуре Министерства важное место занимают торговые представительства за рубежом. Кроме того, регулирование некоторых вопросов находится в ведении таких органов, как Министерство финансов, Центральный банк, Министерство науки и технологий, Государственный таможенный комитет. К организациям, содействующим внешнеэкономической деятельности относится Торгово-промышленная палата и ее представительства за рубежом.
Правовое регулирование деятельности ТНК
... иметь различную государственную принадлежность. На лицо, несовпадение их экономической и правовой природы. Без надлежащего правового регулирования их деятельности, которая должна ... характеризует структуру национальную или многонациональную по капиталу и многонациональную по сфере деятельности. Исследуя современные ТНК, представляется довольно проблематичным определить реальное происхождение ...
Торгово-политическое содействие государства развитию внешнеторговой деятельности. Мировая торговля, несмотря на постоянную тенденцию к все большей ее либерализации, не является рыночным механизмом, предполагающим абсолютную свободу участников. Имея многовековые традиции и обычаи, она представляет собой вполне определенное правовое пространство, в рамках которого можно действовать только при условии выполнения сложившихся правил.
В настоящее время в мире существует множество союзов и организаций со статусом международных, региональных, отраслевых, которые заняты разработкой, совершенствованием торговых процедур, правил, типовых документов, а также осуществляют контроль за соблюдением установившегося порядка и согласованных совместных обязательств и требований. Помимо международных организаций регулирование торговых отношений осуществляется на двустороннем межгосударственном уровне, путем заключения межправительственных соглашений и протоколов.
Одной из наиболее авторитетных и представительных международных организаций такого рода является Всемирная торговая организация, функционирующая с 1 января 1995 г. и выступающая правопреемницей действовавшего с 1948 г. Генерального соглашения по тарифам и торговле (ГАТТ).
Значение, перспективы и особенности развития Таможенного союза
... общих правил торговли товарами и услугами и их доступа на внутренние рынки, создание равных условий для производственной и предпринимательской деятельности, сближение и гармонизация национальных законодательств. Надо признать, что Таможенный Союз стал продолжением реализации ...
Полноправными участниками ВТО являются 125 стран, еще 13 государств рассматривают в качестве кандидатов в члены организации.
Целью ВТО является проведение политики, направленной на максимальную либерализацию внешней торговли. Правилами ВТО регулируется свыше 90 % объема мировой торговли, а основа ее позиции это режим наибольшего благоприятствования в торговле. Стремление к свободной торговле, освобожденной от пут высоких таможенных барьеров и администрирования порядка передвижения товаров через национальные границы, связано с тем, что мировое хозяйство, основанное на принципе режима наибольшего благоприятствования в торговле, может стать более эффективным с точки зрения рационализации размещения ресурсов и достижения более высокого уровня материального благосостояния. Реализация принципа сравнительных издержек приведет к тому, что каждая страна должна будет ориентироваться в своей специализации на те товары, издержки производства которых относительно ниже издержек в других странах, обменивая их на товары, издержки производства которых выше относительно других стран. При условии, что каждая страна будет придерживаться этого принципа, мировое сообщество сможет в полной мере использовать преимущества международной специализации, получая больший реальный доход за счет рационального использования мировых ресурсов.
Антиподом либерализации является протекционизм политика, направленная на защиту национального производства и рынка через систему таможенных барьеров, ограждающих национальных производителей от конкуренции с более дешевыми иностранными товарами на внутреннем рынке.
Либерализм во внешней торговле, напротив, направлен на стимулирование конкуренции, ограничение монополий, поскольку конкуренция иностранных фирм вынуждает местные фирмы переходить на более энерго- и ресурсосберегающие технологии, снижать издержки, внедрять достижения технического прогресса, повышать качество производства. Поэтому нет ничего удивительного в том, что большинство экономистов оценивают свободную торговлю как экономически обоснованное явление.
Российские участники внешнеторговой деятельности могут на добровольной основе объединяться в ассоциации и другие союзы по любому принципу, включая отраслевой и территориальный. Но при этом должны соблюдаться требования российского антимонопольного законодательства, и их образование не должно сопровождаться монополизацией и разделом внутреннего рынка, и не допускаться их использование для осуществления ограничительной деловой практики на внешнем рынке. Недопустима и дискриминация в любой форме российских и иностранных лиц в зависимости от их участия в составе объединений. Используемые государством методы регулирования внешнеторговой деятельности можно классифицировать следующим образом (табл. 1.1).
Таблица 1.1
Методы регулирования внешнеторговой деятельности
Методы государственного регулирования внешнеторговой деятельностиОсновные понятияТаможенно-тарифное регулированиеТаможенно-тарифное регулирование основано на применении импортного и экспортного тарифа. Таможенный тариф это свод ставок таможенных пошлин, применяемых к товарам, пересекающим таможенную границу ТС. Он является таможенным инструментом торговой политики и государственного регулирования взаимосвязей внутреннего и мирового рынка.Нетарифное регулированиеК нетарифных мер регулирования относятся:
1. Запрета экспорта и импорта. Это вынужденные меры, признанные международной практикой. Запреты могут выступать в открытой и закрытой форме. Разновидностью запрета открытой формы являются частичные запреты, которые, в свою очередь, могут иметь безусловный и условный характер. Запреты безусловного характера устанавливаются на импорт товаров, способных причинить вред различным сферам жизнедеятельности государства. Условные запрета используют тогда, когда поставщик импортной продукции не придерживается установленных правил и норм. Помимо постоянно действующих запретов, используются также сезонные и временные запреты на ввоз.
2. Количественные ограничения экспорта и импорта. Они являются традиционными методами количественного ограничения в международной торговле. К ним относятся квотирования и лицензирования.
Квотирование представляет собой лимитирование размера импорта (экспорта) за счет квот (контингентов).
Квота — это установление в стоимостном или физическом выражении определенного объема экспорта (импорта) на определенный период (год, квартал, и т. д.).
Квотирование осуществляется с целью ликвидации торгового и платежного дисбаланса с отдельными странами; регулирования спроса и предложения на внутреннем рынке; выполнение международных обязательств и достижения взаимовыгодных договоренностей.Продолжение таблицы 1.1
Методы государственного регулирования внешнеторговой деятельностиОсновные понятияЗапреты и ограничения внешней торговли услугами и интеллектуальной собственностьюТоргово-политические: создание благоприятных условий для доступа на внешний рынок (межправительственные торговые и другие соглашения, участие в международных торговых и таможенных союзах и организациях, включая ВТО), программирование ВЭД (федеральные программы, региональные программы, отраслевые программы), разработка ответных мер по защите экономических интересов РФ), содействие развитию ВЭД (организация выставок, ярмарок, симпозиумов, конференций), рекламные компании по развитию экспорта, информационное обеспечение.
Меры экономического
и административного характера,
способствующие развитию внешнеторговой деятельностиЭкономические: таможенно-тарифные (таможенный тариф, таможенные пошлины), налоговые (акцизы, таможенные сборы, НДС, режим приграничной торговли, специальные льготы), валютные (валютный курс, обязательная продажа валютной выручки), стимулирующие экспорт (кредитование, страхование, субсидирование).
Административные: количественные ограничения (лицензирование, квотирование), запретительные (запрет экспорта и импорта отдельных товаров, эмбарго на торговлю с отдельными странами), контроль качества (сертификат соответствия, технический, фармакологический, ветеринарный, санитарный, экологический), таможенно-административные требования (перечень документов для таможни, контроль импортных цен, система методов определения таможенной стоимости товаров, определения стран происхождения товаров) валютный контроль (система уполномоченных банков агентов валютного контроля, паспорт сделки).
В закон включены специальные разделы, предусматривающие комплекс мероприятий со стороны Правительства в целях содействия развитию внешнеторговой деятельности и ее стимулированию. Правительство обязано ежегодно разрабатывать программу развития внешнеторговой деятельности и предоставлять ее на утверждение в Федеральное Собрание вместе с бюджетом на следующий год.
На законодательном уровне устанавливается обязательность информационного обслуживания участников внешнеторговой деятельности по широкому кругу вопросов, имеющих непосредственное отношение к их работе на внешних рынках. Такая информация будет предоставляться как российским, так и иностранным лицам МВЭС России.
Реализация на практике основных положений закона позволит восполнить тот правовой вакуум, который до последнего времени сохраняется в одной из важнейших сфер российской экономики, послужит фундаментом для совершенствования всего внешнеэкономического законодательства России. Это будет способствовать улучшению делового климата для российских и иностранных участников внешнеторговой деятельности, инвестиционного климата для расширения притока российского и иностранного капитала в экономику страны и послужит гарантом соблюдения интересов государства в целом.
К другим средствам регулирования ВТД на основе таможенного тарифа можно отнести следующие: разный уровень пошлин, применяемый в отношении отдельных групп стран (или в определенное время года); лишение тарифных льгот и штрафы за несоблюдение предпринимателями таможенного законодательства. Что касается метода оценки таможенной стоимости товара, от которого зависит размер пошлины, и правил определения страны происхождения товара (в целях получения тарифных преференций), то по методике всемирной торговой организации они относятся к нетарифным методам (так называемая вторая группа административные импортные формальности) регулирования, хотя по нашему законодательству включаются в группу методов тарифного регулирования. Изменение в тарифы вносятся как по инициативе официальных учреждений, действующих внутри государств, так и на основе многочисленных предложений, вносимых различными странами в процессе переговоров, проводимых на двусторонней и многосторонней основах по вопросам уровня и методологии взимания пошлин.
Внешнеэкономическая деятельность представляет собой совокупность производственно-хозяйственных операций и организационно-правовых отношений хозяйствующих субъектов различных стран, связанных с реализацией ими работ, поставок товаров и оказания услуг на международном сегменте рынка.
Внешнеэкономическая деятельность может быть определена как разновидность предпринимательской деятельности во внешнеторговой сфере. В свою очередь, под предпринимательской деятельностью понимается самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность, направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг.
Исследование практики международной торговли позволяет выделить три основных направления внешнеторговой деятельности:
- обмен товарами в вещественно-материальной форме и услугами, связанными с осуществлением товарооборота;
- технико-экономическое сотрудничество, включающее содействие в области промышленного и гражданского строительства и предоставление услуг инженерно-технического характера;
- внешнеторговая деятельность в сфере научно-технического сотрудничества, представляющего собой обмен достижениями науки и техники и совместное осуществление научно-технических работ.
Регулирование внешнеэкономической деятельность является важнейшей функцией государства. В зависимости от уровня экономического развития посредством регулирования реализуются различные виды внешнеторговой политики, начиная от политического протекционизма, то есть защиты внутреннего рынка от потока иностранных товаров, до политики либерализации внешнеэкономической деятельности.
Таким образом, можно определить, что государственное регулирование как совокупность используемых государственными органами и службами форм, методов и инструментов воздействия на экономические отношения между странами в соответствии с национальными и государственными интересами.
На сегодняшний день государственное регулирование невозможно осуществлять без сложноструктуированной нормативно-правовой базы.
Законодательная и нормативно-правовая база государственного регулирования внешнеторговой деятельности это совокупность нормативных актов таможенного союза, национальных законодательных и подзаконных актов, международных правил и норм, устанавливающих правила и процедуры осуществления внешнеэкономической деятельности в Российской Федерации.
Законодательство Российско Федерации в таможенной сфере представлено различными соглашениями и решениями Евразийского экономического сообщества и комиссии таможенного союза, а также законодательными актами Российской Федерации федерального уровня.
Республика Беларусь, Республика Казахстан и Российская Федерация в соответствии с Договором «О комиссии ТС» от 6 октября 2007 года учредили Комиссию таможенного союза единый постоянно действующий регулирующий орган таможенного союза.
Согласно данному договору, Комиссия в пределах своих полномочий принимает решения, имеющие обязательный характер для сторон.
На данный момент Комиссия таможенного союза приняла определённое количество нормативно-правовых актов, устанавливающих порядок осуществления таможенно тарифного регулирования.
Комиссией были приняты в области таможенно-тарифного регулирования такие соглашения и решения как:
- Решение «О едином таможенно тарифном регулировании № 130 от 27.11.2009 года;
- Соглашение «Об условии и механизме принятия тарифных квот» от 12.12.2008 года;
- Соглашение «О предоставлении тарифных квот» от 12.12.2008 года;
- Соглашение «О единых правилах определения СПТ в Таможенном союзе» от 25.01.2008 года;
- Соглашение «Об определении таможенной стоимости товаров, перемещаемых через таможенную границу таможенного союза» от 25.01.2008 года и др.
Согласно соглашению «о едином таможенно тарифном регулировании» от 25.01.2008 г. стороны в целях содействия углублению экономической интеграции и осуществления добросовестной конкуренции, руководствуясь общепризнанными нормами и правилами международной торговли, согласились о применении единого таможенного тарифа.
Государственное регулирование внешнеторговой деятельности Российской Федерации основывается на Конституции Российской Федерации и осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 8 декабря 2003 г. № 164-ФЗ «Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности», другими федеральными законами и иными нормативно правовыми актами Российской Федерации, а также общепризнанными принципами и нормами международного права и международными договорами Российской Федерации.
Основным нормативным актом, правоустанавливающим практику государственного регулирования внешнеторговой деятельности в Российской Федерации, является Федеральный закон «Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности» от 8 декабря 2003 года № 164-Ф. Данный закон определяет основы государственного регулирования внешнеторговой деятельности.
На данный момент на территории Российской Федерации и Таможенного союза действует достаточно большой объём нормативно-правовых актов в области регулирования внешнеторговой деятельности.
В соответствии с экономическим и политическим развитием государство, каждая страна мира самостоятельно строит систему государственного регулирования внешнеторговой деятельности. Цели и направления регулирования определяются в соответствии со структурой экономики и уровня развития каждой отрасли. В экономике каждого государства существуют отрасли, которые необходимо защищать от потока импортных товаров и отрасли, которые необходимо стимулировать к развитию.
Большинство развитых стран не применяют экспортный тариф, поскольку это уменьшает товарооборот. Однако в Российской Федерации такой тариф применяется. Это обусловлено тем, что 90% экспортируемых товаров составляют энергосберегающие ресурсы нашей страны. Государство, в целях защиты сырья вынуждено применять экспортный тариф. Также к целям данного тарифа относятся защита цен на сырьевые товары на внутреннем рынке страны экспортера и пополнение доходной части бюджета
Ввозной таможенный тариф применяется в отношении ввозимых товаров и подразделяется на одноколонный и многоколонный.
Одноколонный тариф построен таким образом, что по каждой товарной позиции соответствует 1 ставка таможенной пошлины. Этот вид тарифа применяется в развивающихся странах для достижений целей реализации внутренних задач таможенно тарифного регулирования страны.
В многоколонном тарифе по каждой товарной позиции применяется несколько ставок таможенной пошлины. Применение определённой ставки по отношению к конкретному товару зависит от страны происхождения данного товара. Применение многоколонного тарифа позволяет вести более гибкую торговую политику.
Такое деление тарифа связано с развитием мировой торговли, внешне торговых отношений и усилением торгово-политической борьбы на мировом рынке.
В большинстве современных импортных тарифов отражены два основных принципа построения таможенного тарифа. Первый принцип, получивший в международной практике наименование принципа эскалации тарифа, заключается в увеличении ставок пошлин по мере повышения степени обработки изделия. Второй принцип, также широко используемый при формировании импортных тарифов, состоит в назначении низких, поощрительных ставок пошлин на продукцию (как правило, современные машины, оборудование, технологии и др.), необходимую государству для технического перевооружения национального производства с целью пополнения экспортных ресурсов изделиями с высокой долей добавленного квалифицированного труда.
Принцип эскалации таможенного тарифа широко используется промышленно развитыми странами с целью с одной стороны облегчить доступ на их внутренние рынки сырья и полуфабрикатов, которыми они не располагают вообще или располагают в недостаточных количествах. С другой стороны, высокими пошлинами на готовую продукцию затрудняется доступ на внутренний рынок конкурирующей продукции из-за рубежа.
В заключение данного раздела следует отметить, что экономические методы государственного регулирования приоритетны над внеэкономическими, т.к. позволяют наиболее эффективно реализовать цели и задачи внешнеторгового регулирования государства, при этом, не ограничивая покупателя в свободе выбора.
Все эти элементы и порядок их применения закреплены в международной правовой базе и нормативно-правовой базы Таможенного союза, а также законодательством Российской Федерации.
Решением от 27 ноября 2009 г. № 18 «О едином таможенно тарифном регулирование таможенного союза республики Беларусь, республики Казахстан и Российской Федерации» установлено, что на единой таможенной территории государств Сторон Стороны применяют Единый таможенный тариф.
Согласно соглашению от 25 января 2008 года «О едином таможенно тарифном регулирование Единый таможенный тариф является инструментом торговой политики таможенного союза.
Соглашение определяет Основные цели Единого таможенного тарифа:
1) рационализация товарной структуры ввоза товаров на единую таможенную территорию государств сторон;
2) поддержание рационального соотношения вывоза и ввоза товаров на единой таможенной территории государств сторон;
3) создание условий для прогрессивных изменений в структуре производства и потребления товаров в таможенном союзе;
4) защита экономики таможенного союза от неблагоприятного воздействия иностранной конкуренции;
5) обеспечение условий для эффективной интеграции таможенного союза в мировую экономику.
Соглашение о едином таможенно тарифном регулировании закрепляет виды ставок ввозных таможенных пошлин, применяемых в Едином таможенном тарифе, факторы формирования Единого таможенного тарифа, виды тарифных льгот, случаи освобождения от уплаты ввозных таможенных пошлин.
Виды ставок таможенных пошлин, порядок исчисления, сроки уплаты, порядок и способы уплаты таможенных пошлин, лица ответственные за уплату пошлин, а также моменты возникновения и прекращения ответственности по уплате таможенных платежей определены разделом «Таможенные платежи» Таможенного кодекса таможенного союза и Федерального закона № 311-ФЗ.
Также в данных разделах определяется случаи необходимости и порядок предоставления обеспечения таможенных платежей, возврат излишне уплаченных или излишне взысканных сумм таможенных пошлин и порядок взыскания таможенных пошлин.
Законодательством таможенного союза предусмотрены случаи изменения сроков уплаты таможенных платежей, а также случаи сокращения размера таможенных платежей в виде предоставления тарифной льготы.
Тарифная льгота это предоставляемая на условиях взаимности или в одностороннем порядке при реализации торговой политики льгота в отношении товара, перемещаемого через таможенную границу.
В Решения Межгосударственного совета Единого экономического пространства «О едином таможенно-тарифном регулировании и Таможенного союза Республики Беларусь, Республик Казахстан и Российской Федерации» от 27 ноября 2009 года № 18 установлено, что тарифные льготы применяются в соответствии:
ст. 5 и ст. 6 Соглашения о едином таможенно-тарифном регулировании от 25 января 2008 года;
п. 6.1 Решения Межгосударственного совета Единого экономического пространства «О едином таможенно-тарифном регулировании Таможенного союза Республики Беларусь, Республик Казахстан и Российской Федерации»;
международными договорами государств-участников Таможенного союза, подписанными до 1 января 2010 года, до унификации и/или прекращения действия этих международных договоров в соответствии с их заключи тельными соглашениями.
Все документ, которые приняты в Таможенном союзе, охватывают весь объем льгот, которые предоставлялись Российской Федерации.
В соответствии с действующей нормативно-правовой базой предусмотрены следующие виды льгот:
1. освобождение от оплаты пошлиной;
2. возврат ранее уплаченной пошлины;
3. снижение ставки пошлины;
4. тарифных квот на преференциальный ввоз (вывоз) товара.
Под тарифной квотой понимается установление пониженных по сравнению со ставками ввозных таможенных пошлин, применяемыми в соответствии с Единым таможенным тарифом Таможенного союза, ставок ввозных таможенных пошлин на определенное количество товара, ввозимого на таможенную территорию Таможенного союза в течение определенного периода.
В Соглашение стран Таможенного союза «Об условиях и механизме применения тарифных квот» от 12.12.2008 отмечается, что тарифные квоты применяются при осуществлении регулирования ввоза на единую таможенную территорию сельскохозяйственных товаров (группы 1-24 по ТН ВЭД) по сниженной ставке, происходящих из третьих стран, допускается предоставление льгот (преференций) в виде установления тарифных квот на их ввоз, если аналогичные товары производятся (добываются, выращиваются) на единой таможенной территории.
Тарифные квоты на преференциальный ввоз устанавливаются Комиссией Таможенного союза с целью обеспечения необходимого объема потребления товаров на территории Таможенного союза, а также в целях содействия развитию международной торговли.
Условия и порядок предоставления тарифных квот определяется следующими нормативно-правовыми актами:
- Раздел 2 «Таможенные платежи» Таможенного кодекса таможенного союза;
- Раздел 2 «Таможенные платежи» Федерального закона № 311-ФЗ;
- ст. 5 и 6 Соглашения «О едином таможенном тарифе» от 25.01.08;
- п. 6.1. Решения межгосударственного совета Единого экономического пространства «О едином таможенном тарифе Таможенного союза» от 27 ноября 2009 г. № 18;
- Соглашение «Об условиях и механизме принятия тарифных квот» от 12.12.08 г.
- РК ТС «О предоставлении тарифных льгот по уплате ввозных таможенных пошлин хозяйствующим субъектам, осуществляющих производство моторных транспортных средств» от 27.01.2010 г. № 169;
- иные нормативно-правовые акты.
Согласно Соглашению «О едином таможенно-тарифном регулирование» единая система тарифных преференций таможенного союза применяется в целях содействия экономическому развитию развивающихся и наименее развитых стран.
Согласно Таможенному кодексу таможенного союза страной происхождения товаров считается страна, в которой товары были полностью произведены или подвергнуты достаточной обработке (переработке) в соответствии с критериями, установленными таможенным законодательством таможенного союза. При этом под страной происхождения товаров может пониматься группа стран, либо таможенные союзы стран, либо регион или часть страны, если имеется необходимость их выделения для целей определения страны происхождения товаров.
Данный элемент таможенного регулирования применяется в соответствии с Соглашением «о единых правилах определения страны происхождения товара в таможенном союзе» от 25.01.2008, таможенным кодексом таможенного союза, решением межгосударственного совета Единого экономического пространства «О едином таможенном тарифе Таможенного союза» от 27 ноября 2009 г. № 18, решение комиссии таможенного союза «о едином таможенно тарифном регулировании таможенного союза» от 27.11.2009 № 130.
Таможенная стоимость стоимость, которая используется при расчете таможенных платежей при перемещении товаров через таможенную границу, формируется на определенном этапе продвижения товара от продавца к покупателю, включая соответствующие этому этапу компоненты.
Нормативно-правовые акты, регулирующие порядок определения таможенной стоимости:
- ст. VII Генерального соглашения по тарифам и торговле 1994 г. (таможенная оценка товаров);
- гл. 8 Таможенного кодекса таможенного союза;
- Соглашение «Об определении таможенной стоимости товаров, перемещаемых через таможенную границу таможенного союза» от 25.01.2008 г.;
- Закон «О таможенном тарифе» от 21.05.1993 г. № 5003-1;
- Федеральный закон № 311-ФЗ «О таможенном регулировании»;
- Постановление «о порядке определения таможенной стоимости товаров, перемещаемых через таможенную границу российской федерации» от 13.08. 2006 г. № 500;
- иные нормативно правовые акты.
Итак, нормативно правовая база является основой осуществления таможенного регулирования в рамках одного государства, групп стран, а также в мировом масштабе. Наличие пробелов в законодательстве, несовершенство закона и неправильное применения общемировой практики приводит к политическим несогласиям, экономическим убыткам и, а также отрицательно воздействует на социальное развитие каждого государство, т.к. внешнеторговая деятельность, в конечном счёте, направлена на покупателя.
2. АНАЛИЗ ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ РОССИИ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ
2.1. Состояние внешнеторговых связей РФ на современном этапе
В современной международной торговле товарами происходят постоянно географические, отраслевые и структурные изменения, обусловленные усилением торгово-экономической взаимозависимости стран и регионов и их непрерывным вовлечением в международный товарный обмен. К общим тенденциям развития современной международной торговли товарами относится замедление темпов роста, что вызвано последствиями глобального кризиса. Мировой финансовый кризис привел к резкому спаду деловой активности во всех странах мира, и в первую очередь наиболее развитых, что повлекло падение спроса на товары. С другой стороны, рост мировых цен на минеральное сырье, топливо и продовольствие способствовал повышению в стоимостном выражении показателей мирового экспорта и импорта. По оценкам экспертов Всемирной торговой организации (ВТО), прирост международной торговли в 2015 г. составил лишь 2,3% (табл. 2.1).
Таблица 2.1
Динамика мирового экспорта и импорта товаров, %
Группы стран 20112012201320142015ЭкспортВсе страны мира13,95,122,62,3Развитые страны 12,94,80,61,42Страны с переходной экономикой21,4 1,80,71,80,2Развивающие страны 166,2 4,0 4,2 22,9ИмпортВсе страны мира13,8 5,42,0 2,32,3Развитые страны 10,8 3,3 -0,4 0,3 3,2Страны с переходной экономикой17,6 15,9 5,6 -0,8 -8,5Развивающие страны 18,5 7,9 5,1 6,12
Показатели развития международной торговли за последние три года резко диссонируют с показателями 2011г., когда фиксировался резкий скачок экономической активности после кризисного 2010 г. Темпы прироста мирового экспорта и импорта товаров в 2011 г. приблизились к отметке 14%.
За период с 2011 г. по 2015г. более высокие темпы прироста продемонстрировал экспорт товаров из развивающихся стран в среднем 6,7%. В развитых странах этот показатель составил 4,3%, в странах с переходной экономикой в среднем 3,9%, а в 2015 г. снизился до отметки 0,2%. За исследуемый период произошли существенные изменения в темпах роста импорта товаров. В развитых странах после 2012 г. наблюдается снижение темпов роста объемов ввоза до их падения в 2013- 2014 гг. По итогам 2015 г. эти страны достигли более высоких показателей развития импорта: темп прироста составил 3,2%. Развивающиеся страны, несмотря на более низкие показатели торговли в 2015 г., на протяжении последних пяти лет сохраняли положительную динамику увеличения темпов роста импорта товаров. Страны с переходной экономикой, в которых фиксировались наиболее высокие темпы роста ввоза товаров в 2011-2013 гг., завершили 2015 г. с резким падением импорта на 8,5%. Невысокие темпы развития международной торговли товарами обусловлены воздействием ряда факторов [3, с. 29-30]:
— относительно низкий рост ВВП в странах с развивающимися рынками;
- неустойчивое восстановление экономики в развитых странах;
— растущие геополитические риски и угрозы (кризис на Украине, военные конфликты на Ближнем Востоке);
— падение мировых цен на нефть и уменьшение котировок на другие ключе- вые сырьевые товары. Географическая структура международной торговли товарами за последние пять лет существенных изменений не претерпела. Основным экспортером и импортером товаров остается Европа, доля которой в международной торговле составляет более 36%. Однако ее удельный вес снизился за исследуемый период на 1,1 процентных пункта (п.п.) в экспорте товаров и на 2,5 п.п. в импорте.
Высокой остается роль стран Азии в международной торговле товарами, их доля составляет около 32% по состоянию на 2015 г. Позиции данного региона несколько усилились за последние пять лет: на 0,4 п.п. в мировом экспорте товаров и на 1,6 п.п. в импорте. Выросла доля и стран Ближнего Востока до 7% в экспорте и 4,2% в импорте. Относительно стабильными остаются позиции стран Южной и Центральной Америки (доля в международной торговле составляет около 4%), СНГ (3,3%), Африки (3,2%).
Значимой тенденцией в рассматриваемый период стало повышение уровня «концентрации» международного товарного обмена. Все более отчетливо проявлялось лидерство первых трех государств- экспортеров товарной продукции (Китай, США и Германия), увеличивался их отрыв от прочих участников мировой торговли товарами.
Если в 2011 г. на тройку лидеров приходилось 27,1% совокупной стоимости поставок товаров за рубеж, то в 2015 г. уже 28,7% (по данным ВТО).
Характерно, что можно отметить значительный отрыв третьего в мире показателя экспорта товарной продукции (Германия с долей 7,9%) от четвертого, которое занимает Японии (3,6%).
В целом лидирующая группа экспортеров товаров в составе 20 ведущих стран обеспечивает более 2/3 глобального товарного вывоза. Крупнейшим импортером товаров в со- временном мире остаются США (2413 млрд. долл. США или 12,6% общемирового объема импортных закупок товаров).
Второе место занимает Китай (1959 млрд. долл. США, 10,3%), на третьей позиции находится Германия (1216 млрд. долл. США, 6,4%).
Основной статьей международной торговли товарами остается продукция обрабатывающей промышленности, доля которой в мировом экспорте составляет 68,8%. Удельный вес данной товарной группы снижался в 2012-2013 гг., однако с 2014 г. имел положительную динамику.
Незначительно выросла доля сельскохозяйственной продукции с 9,5% в 2011 г. до 9,9% в 2015 г. Удельный вес топлива и продукции добывающей промышленности на протяжении 2011-2013 гг. имел положительную динамику к росту, с 2014 г. начал снижаться, достигнув в 2015 г. отметку 21,3%. Снижение в 2014-2015 гг. стоимостных объемов экспорта сырьевых товаров обусловлено падением цен на них. Большее заметное снижение цен фиксировалось в тех категориях товаров, спрос на которые более тесно связан с глобальной экономической конъюнктурой (минеральное сырье, руды, нефть).
По оценкам экспертов ВТО, в 2016 г. прирост мирового товарооборота составит 3,3%, а в 2017 г. возрастет до 4%. Однако, эти прогнозы ниже установившихся с 1990 г. среднегодовых темпов прироста, на уровне 5,1%, а также докризисного показателя 6%. В целом в краткосрочной перспективе темпы развития международной торговли товарами уже не будут заметно опережать общемировой экономический рост, что отмечалось на протяжении последних десятилетий, когда динамика мировой торговли опережала прирост мирового ВВП практически в два раза.
Экономика России впоследние два года пребывает вположении финансового кризиса, кроме того переживает колоссальное международное давление, проявляющееся во введении вотношении России жестких санкций зарубежными странами. Введение санкций против России связано сполитической позицией России касательно украинского кризиса. Западные государства нашли неприемлемыми действия властей России по отношению кКрыму, втом числе ивосточным регионам Украины. Виюне 2014 года из-за влияния санкций цены на нефть существенно снизились на 50%, следовательно, экономика России, зависящая от вывоза энергоресурсов, начала натыкаться на новые проблемы. Запрет на импорт продуктов вРоссию из ЕС иСША привёл кувеличению индекса потребительских цен вРоссии до 8%. Если произойдет девальвация рубля груз внешнего долга российских фирм икоммерческих банков также увеличивается. В 2014 году инфляция была примерно 10% иувеличилась в 2015 году.
Сами по себе санкции имеют политический иэкономический характер. Экономический проявляется вотношении различного рода эмбарго запрещение на ввоз ивывоз иностранных товаров, на пользование имуществом, принадлежащим иностранному государству, ит.п. Экономический выражается вотношении всякого рода эмбарго запрет на импорт иэкспорт иностранных товаров, на пользование имуществом, которое принадлежит иностранному государству. Политический представляет собой внесение юридических идолжностных лиц всоответствующие санкционные списки. Эксперты считают, что последствия введения санкций для экономики России вбольшей сложности могут повлиять всфере импорта. Российская экономика взначительной степени зависит от импорта наукоемких технологий, продукции машиностроения, лекарств, ввысокой степени ипродовольствия.
Сегодня, когда различные внешнеполитические ивнешнеэкономические угрозы оказывают все более негативное воздействие на национальную экономику России, создаются предпосылки для всё большей дезинтеграции России скрупнейшими экономиками мира, которые втой или иной степени заинтересованы вэскалации санкций инарастании кризисных для России явлений. Важным аспектом обеспечения экономической безопасности государства, особенно всовременных условиях, является оптимизация ивозможная переориентация внешнеторговых отношений государства на партнеров, которые более привлекательны сэкономической точки зрения, и, что более важно, «экономически безопасны», т.е. партнеры, которые ориентируются на развитие взаимовыгодных отношений, ане на интересы группы стран, которые стремятся изменить имеющийся геополитический порядок.
В соответствии сФедеральным законом от 08.12.2003г. №164-ФЗ «Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности» внешнеторговую деятельность определяется как деятельность по осуществлению сделок вобласти внешней торговли товарами, услугами, информацией иинтеллектуальной собственностью. Из этого следует, что вобщем случае внешнеторговые отношения вцелом можно определить как отношения экспорта иимпорта между государствами. При этом важно понимать, что внешнеторговые отношения Российской Федерации сее партнерами строятся на основе проводимой экономической политики вРФ иполитики «экономической безопасности» государства. Целью торговой политики Российской Федерации является создание благоприятных условий для российских экспортеров, импортеров, производителей ипотребителей товаров иуслуг.
Рассмотрим структуру внешней торговли Российской Федерации по группам стран за последние 2 года (рис. 2.1-2.2).
Рис. 2.1. Структура потребителей российского экспорта
Нужно отметить, одни ите же страны могут состоять вдвух иболее группах (как например ЕС иОЭСР), оттого результаты расчетов во многом дублируются. Как видим, крупнейшими потребителями российского экспорта в 2015г. стали следующие группы стран: ОЭСР (63,3%), ЕС (52,0%), АТЭС (21,5%).
Крупнейшими импортерами вРФ стали: ОЭСР (58,7%), ЕС (41,3%), АТЭС (36,5%).
Рис. 2.2. Структура импортеров в РФ
Таким образом, всилу большего масштаба внешнеторговых отношений (нивелирование долей СНГ, ЕВРАЗЭС, ОПЕК, ТС) иво избежание дублирования отдельных стран вплане их внешнеторгового сотрудничества сРФ (ОЭСР иЕС) выделим две группы стран ОЭСР иАТЭС. Данные группы в 2015г. вимпортном иэкспортном аспекте внешнеторговых отношений сРФ составляют порядка 85%. Однако, стоит отметить, что ив данных группировках имеет определенная степень дублирования стран-участников торговых отношений (Австралия, США, Япония, Канада, Южная Корея).
При этом, делая условное разделение на азиатское изападноевропейское направление, стоит учитывать факт того, что в 2015 году вимпортном отношении, ЕС определяет объемы ОЭСР более чем на 70%, вэкспортном на 81%. Таким образом, сравнивая внешнеторговые показатели РФ обозначим азиатский вектор развития внешнеторговых отношений через страны АТЭС, западно-европейский через ОЭСР.
Сегодня, становится очевидным, что государство стремится осуществить так называемый «разворот на восток», т.е. переориентировать национальную экономику на азиатские рынки (главным образом на Китай), которые рассматриваются как ключевое направление экономического развития васпекте внешнеторгового сотрудничества. Однако, вусловиях непрекращающихся кризисных явлений, данное направление развития для России можно охарактеризовать как «вынужденное», хотя вцелом, сложно усомниться вего дальнейшей перспективности.
На основании данных динамики экспорта России можно утверждать, что, несомненно, потоки национального экспорта встраны Азии велики, ив целом, доля стран АТЭС встоимостной структуре экспорта устойчиво росла врассматриваемом периоде, что говорит оперспективности внешнеторговых связей России сАТЭС. Однако, сегодня нет серьезных оснований для того, чтобы азиатский рынок стал главной экспортной артерией национальной экономики. Доказательством этому служит факт того, что хоть вструктуре экспорта РФ доля стран АТЭС демонстрирует положительную динамику, однако, занимает долю лишь в 18,9% в 2014г. и 21,5% в 2015г., что значительно меньше, чем доля стран ОЭСР (64,5% в 2014г. и 63,6% в 2015г.).
Учитывая тот факт, что федеральный бюджет, бюджеты субъектов РФ иэкономика вцелом во многом зависят от поступления доходов от экспорта сырья, переориентация сугубо на гораздо менее емкое азиатское направление экспорта, не имеет экономических оснований для того, чтобы стать эффективной сточки зрения экономического развития России.
Таким образом, васпекте экспортных отношений, страны ОЭСР это потребители львиной доли отечественного экспорта, всвою очередь АТЭС это быстрорастущий иперспективный рынок, экономические связи скоторым, несомненно, нужно интенсивно развивать, при этом, «разворот» России всовременных условиях, когда экономика очень слабо диверсифицирована, не принесет положительных экономических эффектов.
Однако стоит учесть также тот факт, что сегодня, вусловиях санкций, экономические отношения сОЭСР весьма политизированы, иэкономические связи сзападными странами могут быть сохранены только при соблюдении принципа экономической целесообразности. Вобщем, весь национальный экспорт должен быть построен на вышеприведенном принципе, внезависимости от регионального аспекта. Анализ динамики структуры импорта (долей ОЭСР иАТЭС) показывает, что объемы импорта из стран АТЭС скаждым годом наращивают свою долю вструктуре импортных потоков вРФ, вто время как объемы ОЭСР находятся всостоянии «торговой рецессии», так доля стран ОЭСР в 2014г. составляет 59,5%, ав 2015г. долю 58,7%, вто время как доля стран АТЭС 34,6 и 36,2% соответственно.
При этом, стоит отметить, что еще в 2004г. доля стран АТЭС была немногим больше 20%. Таким образом, общая тенденция развития внешнеторговых отношений России сохранение преобладающей доли стран ОЭСР снаметившейся тенденцией её уменьшения ивозрастание доли АТЭС, как вэкспорте, так ив импорте. В условиях наметившейся евразийской интеграции в России начинает наблюдаться пересмотр внешнеторговой, промышленной и инвестиционной политики регионов. В частности, можно отметить активизацию регионов Сибири по формированию концептуальных программ, в основе которых заложен процесс встраивания региональных экономик в реализацию глобального мегапроекта «Новый шелковый путь», инициированного Китайской Народной Республикой. По мнению многих экспертов, участие в данном проекте предоставит возможность странам и регионам обеспечивать приток инвестиций (в т.ч. инфраструктурных), активизацию производства и интенсификацию внешней торговли с азиатскими странами.
По мнению ряда экономистов, санкции ЕС прекрасный повод для налаживания дел вэкономике РФ, которая, всилу сильной ориентированности на экспорт нефти, развивается, не столь динамично, как могла бы. Наибольший потенциал присутствует именно всфере импортозамещения. Россия имеет достаточное количество ресурсов как васпекте производственных мощностей исырья, так ив плане научной составляющей, чтобы производить основную часть товаров, импортируемых из-за рубежа. Некоторые эксперты считают, что продуктовое эмбарго вотношении производителей из ЕС открыло перед аграриями РФ огромные возможности. Во многих сегментах освободились рыночные ниши, или, по крайней мере, стали значительно менее насыщенными. Еще одним положительным моментом можно считать решение властей РФ активизировать работу по разработке национальной платежной системы, атакже по привлечению на рынок РФ китайской МПС -U№io№Pay, которая могла бы стать серьезным конкурентом текущим мировым лидерам. Это нанесло бы VISA иMasterCard значительный ущерб всотни миллионов долларов.
Таким образом, можно сделать вывод, современное состояние экономики вРоссии находится взастойном периоде. Санкции запада носят отрицательный характер иво многом их действие имеет негативное влияние на будущие перспективы ив нынешних условиях правительству следует либо договариваться со странами, которые ввели иприсоединились ксанкциям, либо пересматривать экономическую модель всей страны. Вдолгосрочной перспективе, при сохранении сегодняшних тенденций, санкции могут неблагоприятно повлиять как на экономику России, так ина обычных россиян.
Следовательно, всовременных условиях васпекте развития внешнеторговых отношений приоритетом России является оптимизация импортных потоков сточки зрения их экономической привлекательности иуменьшения стоимости совокупного национального импорта, атакже выстраивание нового азиатского комплекса национального экспорта. Однако, одно лишь соблюдение данного приоритета не позволит экономике России выйти на новый уровень развития, поэтому вкачестве факторов, способных оказать положительное влияние на внешнеторговую сферу России, можно выделить:
диверсификация национального производства, вт.ч. избавление от сырьевой парадигмы его развития, и, следовательно, диверсификация национального экспорта (уменьшение доли его сырьевой составляющей);
значительное увеличение объемов экспорта продукции с