: Занятость в регионе и ее регулирование (на примере Кировской области) по направлению подготовки: 081100.62 Государственное и муниципальное управление Ходжаев Мухаммед Тиркашбаевич Студент …

  • [ Страница 1 ] —

Министерство образования и науки Российской Федерации

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«РОССИЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

ТУРИЗМА И СЕРВИСА»

Факультет экономики, управления и права

Кафедра управления персоналом и государственного и муниципального управления

БАКАЛАВРСКАЯ РАБОТА

На тему: Занятость в регионе и ее регулирование (на примере Кировской области) по направлению подготовки: 081100.62 Государственное и муниципальное управление Ходжаев Мухаммед Тиркашбаевич Студент Руководитель к. г. н. доц. Данилов Андрей Анатольевич, Москва 2014 г.

РЕФЕРАТ

Выпускная квалификационная работа 77 стр., 17 рис, 12 таблиц, источников.

ЗАНЯТОСТЬ НАСЕЛЕНИЯ, МЕТОДЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО

РЕГУЛИРОВАНИЯ ЗАНЯТОСТИ, ПОЛИТИКА ЗАНЯТОСТИ, СИСТЕМА , УПРАВЛЕНИЯ ЗАНЯТОСТИ В РЕГИОНЕ, КИРОВСКАЯ ОБЛАСТЬ.

Объект исследования: Занятость населения в Кировской области, который входит в Приволжский федеральный округ.

Цель ВКР: совершенствование разработки и реализации по регулированию занятости в регионе (на примере Калужской области).

В основу работы положена совокупность общенаучных методов, включающая системный подход, статистический и логический анализ, методы сравнений, обобщения и классификации. Основной метод получения информации, характеризующей состояние занятости населения в Кировской области, – анализ документов службы государственной статистики по Кировской области и по России в целом.

В практической части на основании выводов из аналитического раздела, были разработаны следующие рекомендации по совершенствованию регулирования занятости населения Кировской области Неблагоприятная состояние занятости населения Кировской области отражает нарушение формирования производительных сил региона, которое невозможно преодолеть, не реализуя мероприятия на основе программноцелевого метода.

Несмотря, на относительно благополучную ситуацию с занятостью населения, рынок труда Кировской области характеризуется значительной дифференциацией по показателям уровня безработицы и ее продолжительности, территориальной, профессионально-квалификационной диспропорциями спроса и предложения рабочей силы, особенно в разрезе город-село.

В последние годы актуализируются вопросы, связанные с привлечением для трудоустройства и закреплением медицинских работников (врачей, среднего медицинского персонала) в государственных учреждениях здравоохранения Кировской области. Для этого предлагается программа по совершенствованию кадрового обеспечения учреждений здравоохранения Кировской области. Острота проблем занятости и доходов сельского населения Кировской области обусловливает принятие ряда мер по их решению на областном уровне.

29 стр., 14176 слов

Государственное регулирование занятости населения в регионе

... вышесказанным цель бакалаврской работы состоит в анализе механизма государственного регулирования занятости региона. Для достижения поставленной цели сформулированы следующие задачи: охарактеризовать занятость населения как инструмент регулирования рынка труда; изучить нормативно-правовую базу занятости населения; проанализировать ...

Все предложенные меры направлены на урегулирование занятости в Кировской области.

участники таких м ероприятий становятся одноврем енно клиентам и гостиниц.

От процессов, которые совершаются в туристской отрасли, в общем, з ависят показ атели ф ункционирования гостини ц, а последние обуслов ливают показ атели туристской активности на данном направлени и.

Сооружение новых гостиниц м ожет по большом у счету увеличить привлекательность туристского курса, усилив поток туристов, и напротив, отжить свой век, гостиничная баз а м ожет являться причиной убывания туристской активности в регионе и ум еньшения его конкурентоспособности на туристском рынке.

2.1. Общая харак теристи ка гости ниц ы «Артел ь»

На данный м ом ент раз вития гостиничного биз неса в провинциальных и неб ольших городах Росси и практически нет. В таких городах нет см ысла строить пятиз вез дочные крупные отели, но, по м оем у м нению, вполне целесообраз но выстроить сеть м алых гостиниц в крупных городах.

Координаты гостиницы:

Гостиница: Артель Адрес: 101000, Россия, г. М осква, пр. Театральный, 3, Тел.: +7 (495) Web: www. Artelhotel. ru Гостиница Артель первый кон цептуальный м ини- отель, расположен рядом с Красной

THE ABSTARCT

Final qualifying work 78 page, 17 figure, 12 tables, 18 sources.

EMPLOYMENT OF THE POPULATION, METHODS OF STATE

REGULATION OF EMPLOYMENT, EMPLOYMENT POLICY,

MANAGEMENT SYSTEM EMPLOYMENT IN THE REGION, THE KIROV

REGION.

Object of study: employment of the population in the Kirov region, which is included in the Volga Federal district.

The purpose of studies: improving the design and implementation of This is based on a set of General scientific methods, including a systematic approach, statistical and logical analysis, methods of comparison, generalization and classification.

The main method of obtaining information that characterizes the state of employment of the population in the Kirov region, analysis of documents of state statistics service in Kirov region and in Russia as a whole.

In the practical part on the basis of the conclusions of the analytical section, the following recommendations were issued to improve the regulation of Adverse condition of employment of the population of the Kirov region reflects the violation of formation of productive forces of the region, which cannot be overcome, not realizing activities on the basis of program-target method.

Despite relatively good employment situation of the population, the labour market of the Kirov region is characterized by significant differentiation in terms of unemployment and its duration, territorial, professional qualification imbalances of supply and demand of labour force, especially in the urban / rural area.

In recent years, the relevant questions related to the raising of employment and posting of health workers (doctors, nurses) in the public health institutions of the Kirov region. For that purpose a programme for the development of human The acuteness of the problems of employment and incomes of the rural population of the Kirov region determines a number of measures aimed at their solution at the regional level.

28 стр., 13559 слов

Работы Институциональные проблемы регионального рынка труда

... выявлены основные структурные элементы рынка труда. Во второй главе проведен анализ состояния рынка труда в Челябинской области, основных тенденций его развития и региональной политики в сфере занятости населения области, а также осуществл ...

All the proposed measures are aimed at the regulation of employment in the Kirov region.

Раздел 1 Теоретическая часть. Теоретические и методические основы разработки ВКР 1.2. Методы государственного регулирования занятости и Раздел 2 Аналитическая часть. Анализ современного состояния объекта исследования 2.1. Социально-экономическое положение Кировской области 2.2. Анализ демографической ситуации Кировской области 2.3. Анализ занятости населения в Кировской области Раздел 3 Практическая часть. Разработка рекомендаций, 3.1. Общие рекомендации по улучшению занятости Кировской 3.2. Разработка рекомендации по совершенствованию кадрового обеспечения учреждений здравоохранения 3.3. Разработка рекомендации по обеспечение занятости и повышение доходов сельского населения Актуальность темы исследования Экономическое развитие России вплоть до недавнего времени характеризовалось тенденцией роста, сопровождающегося увеличением количества трудовых ресурсов и повышением занятости во всех секторах экономики и видах экономической деятельности.

Однако возникший в мировой экономике глобальный финансовый кризис привел к росту безработицы, снижению реальных доходов занятого населения, развитию скрытой занятости и многим другим негативным последствиям. Возросла динамичность рынка труда, повысились требования работодателей к качеству рабочей силы, а наемных работников — к содержанию, условиям и оплате труда.

Все это привело к обострению конкуренции, как за трудовые ресурсы, так и за рабочие места, усугубляемой развитием демографического кризиса и процессов трудовой миграции, что требует разработки новых направлений повышения занятости населения на основе развития механизма рынка труда.

Степень разработанности проблемы.

Общие проблемы занятости населения многократно исследованы в отечественной и зарубежной экономической литературе, в частности, в трудах таких авторов, как Гиндельферш М., Захир М.Б., Иванова В.Н., КейнсДж.М., Кибанов А.Я., Микульский К.И., Морнель П., Наумова Ю.И., Никифорова A.A., Новицкий А.Г., Плакся В.И., Пошльнев Г.С., Рудакова И.Е., Рыбаковский Л.Л., Самыгин С.И., Синдяшкина E.H., Фан Т., Яновский М.К. и др.

Проблематика формирования и функционирования рынка труда исследовалась в работах Буланова B.C., Былкова В.Г., Гимпельсона В., Гривиной И.О., ДоланаЭ.Дж., Дюркгейма Э., Капелюшникова Р.И., Карташова С.А., Кияна Л.П., Клименко О.И., Колосовой Р.П., Костина Л.А., Котлера А., Матусевич В.А., Мисниковой Л.В., Никольской Г.К., Одегова Ю.Г., Прокопова Ф.Г., Рофе А.И., Рощина С.Ю., Руденко Г.Г., Саруханова Э.Р., Секретарюка В.В., Слезингера Г.Э., Смирновой H.A., Смирных Л.И., Томилова В.В., Чапека В.Г. и др.

внутриорганизационных рынках труда изучались Афониным A.C., Владимировой Л.П., Врумом В.Х., Генкиным Б.М., Глазом В.Н., Денисовым H.A., Есиновой Н.И., Завельским М.Г., Ковалевой И.В., Костышиной Т.А., Лазаревой Н.В., Лебедевой С.Н., Магура М.И., Мазмановой Б.Г., Марцинкевичем В.И., Мирзоалиевым A.A., Мумладзе Р.Г., Муталимовым М.Г., Ромашовым О.В., Самборской Т.Г., Самоукиной Н.В., Эмерсоном Г., Эренбергом Р.Дж., Яковлевым P.A. и др.

30 стр., 14618 слов

Бюджет Кировской области

... работы будет рассмотрен бюджет Кировской области. Будут выявлены основные тенденции развития региона и рассмотрены ВРП Кировской области, ... в том, что в деньгах мы выражаем стоимость всех других товаров); Средства обращения (с ... В первой части курсовой работы ... и оплата труда); 1. Деньги ... в деньгах, является его ценой. Мера стоимости – это денежная единица, используемая для измерения и сравнения ...

Признавая научную и прикладную значимость выполненных работ для теории и практики экономики труда, следует отметить, что они в основном посвящены экономическим, организационным, социальным, управленческим аспектам занятости населения.

В связи с изменением представлений о роли человека в экономике, его трансформация от «средства» к «цели» общественного развития требует расширения теоретическое представление занятости с позиций ее взаимосвязи с механизмом рынка труда и направлениями его регулирования.

Появление новых факторов развития рынка труда обусловливает необходимость совершенствования методического инструментария их оценки. Особую значимость для внутриорганизационных рынков труда имеет разработка моделей повышения эффективности занятости.

Этими обстоятельствами обусловлен выбор темы, формулировка цели и задач исследования.

Цель и задачи исследования.

Целью ВКР является разработка и совершенствование регулирование занятости населения Кировской области.

Реализация цели исследования потребовала постановки и решения следующих основных задач:

  • уточнение понятии и виды занятости;
  • изучение основных методов регулирования занятости государством;
  • проанализировать социально-экономическое положение Кировской области;
  • исследование занятости населения и факторов ее динамики;
  • анализ особенностей развития рынка труда Кировской области;
  • разработка общих рекомендаций по улучшению занятости Кировской области;
  • обеспечения учреждений здравоохранения Кировской области;
  • Разработка рекомендации по обеспечение занятости и повышение доходов сельского населения.

Предмет и объект исследования.

Предметом исследования являются социально-экономические обусловливающие занятость населения, объектом — рынок труда в Кировской области.

диалектики, анализа, синтеза, системности, комплексности, сравнения, динамических рядов, аналитических группировок, графический, индексный, корреляционно-регрессионного анализа. При обработке статистической информации использованы современные компьютерные технологии и программные продукты.

Информационную базу исследования составили законы Российской Федерации, указы Президента РФ и постановления Правительства, официальные данные Федеральной службы государственной статистики (Росстата), Территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Кировской области (Кировстата), данные службы занятости в Кировской области (trudkirov.ru), материалы специальных обследований, проведенных автором.

Структура и содержание работы.

Логика и последовательность изложения материала, ее структурное построение определены целью и задачами исследования и отражают характер исследуемой проблемы.

Раздел 1. Теоретическая часть. Теоретические и методические основы Занятость принято рассматривать в двух аспектах: как экономическую и как правовую категорию.

С экономической точки зрения под занятостью традиционно понимают общественные отношения по поводу участия в общественно полезном труде на конкретном рабочем месте, непосредственное соединение трудовых ресурсов со средствами производства, рабочей силы с рабочим местом.

Занятость как социально-экономическая категория, характеризующая различные формы участия трудоспособной части населения в общественнополезной деятельности с получением соответствующих доходов, может быть измерена количественно и качественно. В связи с этим различают различные виды занятости.

14 стр., 6553 слов

Рынок труда (рабочей силы) и человеческий капитал

... в триаде `труд - земля - капитал' является первый фактор, охватывающий совокупность образовательных, квалификационных, демографических и культурных характеристик рабочей силы. Вложения средств в человеческие ресурсы и ... багажа на авиалинии, обычно задействовано много различных работников. Помимо этого, руководство должно оценить и качество труда своих работников. Некоторые компании, такие как «Ай Ти ...

Так, статья 5 Закона РФ «О занятости населения в Российской Федерации» закрепляет положение о том, что государство проводит политику содействия реализации прав граждан на полную, продуктивную и свободно избранную занятость.

Полная занятость характеризует такое состояние, при котором обеспечены работой все нуждающиеся в ней и желающие работать, что соответствует наличию сбалансированности между спросом и предложением рабочей силы. Эффективная (продуктивная) занятость характеризуется с двух точек зрения: с экономической — как наиболее рациональное использование человеческого ресурса и социальной — как наиболее полное соответствие интересам человека труда. Таким образом, если полная занятость отражает занятость с количественной стороны, то эффективная занятость — с качественной.

В январе 1991 года Основы законодательства СССР и союзных республик о занятости населения признали как факт существование такой категории лиц, как безработные и дали первое определение занятости.

На сегодняшний день занятость как правовая категория определена в ст. 1 Закона о занятости, который дает следующее определение: занятость — это деятельность граждан, связанная с удовлетворением личных и Российской Федерации и приносящая, как правило, им заработок, трудовой доход. сформулированы четыре признака занятости: 1) ее активный, деятельный и целесообразный характер; 2) свободный характер; 3) легальность; 4) доходность.

Но чаще всего в специальной литературе при характеристике понятия «занятость» говорят о видах и формах занятости. Причем нередко формы отождествляются с видами. Единообразного подхода здесь пока нет. Наряду с термином «формы занятости» нередко встречаются и другие: «формы «специфические виды занятости» и др. Иногда они обозначают одни и те же явления. Как совершенно справедливо отмечал О.М. Медведев, это является следствием недостаточного внимания к разработке теоретических аспектов занятости.

Условно все виды занятости общественно-полезной деятельностью в зависимости от целевой направленности и других оснований можно отнести к трем основным: трудовая, учебная, служебная. Некоторые авторы делят занятость на два вида: трудовая и нетрудовая. К нетрудовой занятости общеобразовательное, имеющее целью при-обретение общих знаний, и профессиональной деятельности, а, во- вторых, «учредительство» тех Закон РФ от 19.04.1991 N 1032-1 (ред. от 02.07.2013, с изм. от 05.05.2014) «О занятости населения в Российской Федерации» (с изм. и доп., вступающими в силу с 01.09.2013) организаций, по отношению к которым учредитель приобретает имущественные права.

«наполняющей» занятость, можно говорить о занятости в широком смысле, понимая под ней участие в любой социально значимой деятельности, независимо от ее формы, и о занятости в узком смысле, т.е. о занятости «трудовой», имеющей своим содержанием трудовую деятельность в ее традиционном понимании, связанном с экономическим характером труда. В первом случае речь идет о любой деятельности, необходимость и полезность которой признается на данном этапе обществом, когда понятием занятости охватывается не только возмездная, доходная деятельность, но и труд нетрудоспособными в семье, ведению домашнего или личного подсобного хозяйства, обучению, не направленному на подготовку к профессиональной деятельности, и т.п. Эта деятельность направлена на удовлетворение личных и общественных интересов, и несмотря на то, что она не приносит доход, она не выходит за рамки определения занятости, данного в статье 1 Закона о занятости. С учетом этих видов деятельности можно говорить о занятости в широком смысле.

7 стр., 3477 слов

Сметные затраты на оплату труда рабочих

... принятыми строительной организацией формами и системами оплаты труда. При применении нормативного метода учета расходы на оплату труда производственных рабочих в оперативном учете отражаются раздельно по ... прямому признаку. 2. Определение сметных затрат по оплате труда рабочих Методы определения размера средств на оплату труда, характеристика систем и форм оплаты труда, принципы разработки и ...

Во втором случае (в узком смысле) содержанием занятости выступает собственно труд либо подготовка к нему в форме профессионального обучения. Современное российское законодательство исходит из «трудового» характера занятости и потому относит к числу занятых лишь лиц, работающих (занимающихся предпринимательской деятельностью или работающих по найму) и обучающихся очно в общеобразовательных и профессиональных учебных заведениях. При этом временное отвлечение от такой деятельности без утраты правовой связи с рабочим (или учебным) местом не означает прекращения занятости.

Трудовая занятость — это занятость граждан в сфере общественного и личного труда в непротиворечащих законодательству формах, как направленная на получение заработка (трудового дохода) или иного вознаграждения, так и не имеющая такой цели.

Анализ занятости как социально-экономической категории приводит некоторых авторов к выводу о существовании основной и вспомогательной форм занятости.

Кроме того, различают виды занятости в зависимости от отношения к закону. Как видно из определения, содержащегося в Законе о занятости, любая деятельность граждан, связанная с удовлетворением личных и общественных потребностей и не противоречащая законодательству, признается легальной занятостью.

осуществляемая с нарушением действующего законодательства или прямо ему противоречащая, может быть охарактеризована как занятость незаконная или нелегальная. Деятельность, осуществляемая с нарушением порядка оформления, — так называемая неформальная, или скрытая, занятость — не имеет правовой формы и поэтому не может быть предметом правового регулирования, хотя ее экономическое содержание и позволяет рассматривать ее в качестве варианта занятости. Поэтому и лица, ею занимающиеся, не могут быть признаны занятыми.

Занятость в теневой экономике широко распространена во многих странах (преимущественно в сельском хозяйстве, строительстве и ремонте, туризме, сфере услуг); в России общий процесс расширения скрытых экономических отношений не мог не повлечь за собой расширения и незарегистрированной занятости. Переход части трудоспособного населения в безналоговую, «теневую» экономику имеет не только экономические (возникновение параллельной системы расчетов, недобор налогов, поступлений во внебюджетные фонды), но и социальные (полное отсутствие правовой защиты занятых в этой сфере граждан) последствия.

С переходом к рыночной экономике измерение числом людей становится недостаточным, учитывая возможности регулирования рабочего времени в интересах работодателя и работника. Поэтому единым измерителем может быть количество часов рабочего времени. Такой подход позволяет учитывать частичную или неполную занятость, а также вторичную занятость. Заслуживает внимания тот факт, что в США на одного экономически активного жителя приходится в среднем более двух занятий.

13 стр., 6044 слов

Влияние технического прогресса на занятость и качество рабочей силы

... курсовой работы - изучить влияние технического прогресса на занятость и качество рабочей силы. Задачи курсовой работы: ... населения и совершенствования управления путем нововведений (инноваций), основанных на новейших научных знаниях. В широком смысле под инновациями ... достижений в различных подсистемах предприятия. С понятием НТП ... условий для высокопроизводительного труда и усиление его творческого ...

Существует еще и такая количественная характеристика занятости, как «сверхзанятость». Она также может быть добровольной и вынужденной. К вынужденной «сверхзанятости» относится, например, работа по совместительству, вызванная низким размером заработка по основному месту работы, а к добровольной — та же работа по совместительству, но в силу недозагрузки по основной работе и имеющихся в результате не только свободного времени, но и потребности в дополнительной реализации способности к труду. Хотя в некоторых случаях так называемая «сверхзанятость» рассматривается как вторичная занятость (см. выше).

В сегодняшних условиях из всех активных методов регулирования занятости временное трудоустройство граждан в первую очередь на общественные работы относится к числу приоритетных направлений содействия занятости населения.

Цель привлечения безработных и незанятых граждан к временной занятости или общественным работам состоит в оказании им материальной поддержки (в первую очередь безработным), сохранении мотивации к труду у длительно безработных граждан, приобретении трудовых навыков у молодежи, начинающей трудовую деятельность.

С этой целью необходимо создавать дополнительные рабочие места для временного трудоустройства граждан, если таковые отсутствуют у работодателя, в том числе с использованием средств местного бюджета.

Другим видом временного трудоустройства граждан должна стать организация временной занятости граждан по срочным трудовым договорам с применением гибких (нетипичных) форм занятости населения (сезонные, вахтовые работы и другие).

Выделяют стандартную и нетипичную формы занятости. Стандартная (типичная или в этом смысле полная) занятость наемного работника характеризуется тремя основными чертами: 1) работа у одного предпринимателя; 2) работа в производственном помещении работодателя; 3) стандартная нагрузка в течение дня, недели, года. Отсутствие какой-либо из перечисленных трех черт стандартной занятости говорит о нетипичных или гибких формах занятости (это понятие связано с понятиями «гибкий рынок труда», чаще с внутренними рынками труда, а также вторичным рынком).

Наиболее распространенными формами такого вида занятости являются частичная занятость, временная занятость, работа на дому.

Баланс рабочих мест. Важным балансом, который дополняет сводный баланс трудовых ресурсов и вместе с тем позволяет отразить другие аспекты сбалансированности, является баланс рабочих мест. Его назначение — согласовать на уровне территориальной организации хозяйства инвестиционные программы предприятий всех форм собственности с трудовыми ресурсами региона. Он показывает степень сбалансированности рабочих мест и работающих, численность персонала, требующегося для укомплектования рабочих мест с нормативным коэффициентом сменности, численность высвобождаемых работников. На его основе, используя показатель стоимости рабочего места, можно прогнозировать объем капитальных вложений и их воспроизводственную структуру (на создание новых рабочих мест, реконструкцию и техническое совершенствование рабочих мест и т.п.).

Без капитальных вложений, направленных на рост фондовооруженности, нельзя обеспечить необходимые соотношения между производительностью труда и фондовооруженностью. Поэтому так важно проводить объективное соизмерение допустимого роста капитальных производительности труда. Экономически эффективным именуется рабочее место, обеспечивающее работнику уровень дохода не ниже прожиточного минимума, а государству — налоговые поступления и отчисления в соответствующие внебюджетные фонды. По мнению авторов, более трети рабочих мест в России неэффективны по причине развитости «теневого»

41 стр., 20302 слов

Изучение работы Центров занятости населения в области занятости ...

... в области занятости населения в РФ Изучить организацию работы в области занятости населения на материалах КГКУ «Центр занятости населения г. Заринска» Рассмотреть основные направления по повышению эффективности функционирования рынка труда в условиях кризиса. Дипломная работа состоит ...

сектора экономики и низкого уровня заработной платы. Затраты на создание одного рабочего места дифференцированы по отраслям. Самая высокая стоимость ввода нового рабочего места — на транспорте и связи, среди отраслей промышленности — в топливной промышленности и энергетике.

Сопряженными называются рабочие места, которые обеспечивают нормальное функционирование вновь введенных прямых рабочих мест по цепочке межотраслевых связей в производстве. Например, при создании тыс. рабочих мест в автомобилестроении потребуется ввести определенное число рабочих мест на транспорте или строительстве. С использованием межотраслевого баланса можно определить наиболее эффективные отрасли с точки зрения создания прямых и сопряженных рабочих мест. Исходя из стоимости прямых и сопряженных рабочих мест, можно определять потребность в инвестициях.

Баланс рабочего времени. Продолжительность рабочего времени — важнейшая характеристика рынка труда. Одной из отличительных черт командно-административной системы была унификация рабочего времени.

Жесткий регламент, законодательно закрепленное полное рабочее время были обязательным стандартом для всех государственных предприятий.

Переход к рынку значительно снизил степень централизации и унификации использования рабочего времени.

С одной стороны, факторами, уменьшающими продолжительность фактически отработанного рабочего времени, стали распространение вынужденной неполной занятости, принудительные отпуска на государственных и приватизированных предприятиях. С другой стороны, на новых частных предприятиях получила широкое распространение сверхнормативная продолжительность рабочего времени, которая не соответствует предписаниям трудового законодательства. Наконец, большие потери рабочего времени экономика несет в результате забастовок. Не отражаемая в статистике двойная занятость искажает представление о реальных затратах рабочего времени. Все это определяет актуальность разработки трудовых балансов по среднегодовой численности занятых и отработанному времени.

Разработка баланса рабочего времени важна не только с позиции более полного представления о действительных затратах труда и эффективности использования трудовых ресурсов. Такой баланс важен и с точки зрения характеристики развития работника как личности, поскольку в нем отражаются ресурсы свободного времени. В современной экономике условия труда становятся существенным фактором, влияющим на качество занятости и конкурентоспособности продукции отечественных производителей. Около 20% общего количества рабочих мест в российской экономике — это рабочие места, связанные с опасными и вредными условиями труда.

Производственный травматизм увеличивает количество граждан с ограниченной трудоспособностью, подбор нового рабочего места для которых затруднен. Растут государственные издержки на реабилитацию.

Травматизм на производстве, профессиональные заболевания требуют совершенствования форм проведения экспертизы условий труда, включая привлечение для этих целей независимых организаций.

4 стр., 1659 слов

Кировская область

... состояние природных, социальных и отраслевых составляющих экономики Кировской области, можно выделить ряд проблем. В данной ... частей области, их относительно автономное развитие; стабильное снижение населения области. Ознакомившись с информацией о населении Кировской области, можно ... и сельхозтехники. Каждый год осваивается несколько новых видов продукции. В данной области есть несколько крупных ...

Нормативный метод. В обосновании занятости нормативный метод применяется прежде всего как составная часть балансового метода, а также независимо от него, самостоятельно. В первом случае нормативный метод используется в расчетах потребности в работниках в сфере услуг. Для этого используется показатель насыщенности работниками соответствующих отраслей услуг в расчете на 10 тыс. жителей или соответствующей возрастной группы населения. Это отправная база для разработки прогноза необходимости улучшения качества обслуживания населения.

конкретным отраслям сферы услуг используется более дробная группировка или даже прогноз по отдельным, особо крупным по численности профессиям, определяющим характер динамики занятости в отрасли. Например, в сфере образования численность учителей в общеобразовательных школах определяется исходя из контингента учащихся, количества классов и демографического прогноза, можно определить необходимую численность учителей.

учебных заведений определяется исходя из планируемых контингентов студентов и действующих нормативов числа студентов, приходящихся на одного преподавателя.

В здравоохранении численность работников медико-санаторной части определяется исходя из развития сети больничных и санаторных коек, нормативов числа больничных коек на 10 тыс. населения и нормативов штатов с учетом фактической укомплектованности действующей сети медицинскими кадрами и коэффициентов совместительства. При этом необходимо обеспечить переход от принципа содержания медицинских учреждений к принципу оплаты конкретных объемов медицинской помощи.

Государственный заказ на подготовку кадров будет способствовать дифференцированным нормативам потребности в медицинских услугах.

В жилищно-коммунальном хозяйстве потребность в работниках определяется исходя из вводов общей площади жилых домов и объектов работников на 1000 м площади жилых домов и на единицу вводимой мощности по коммунальному хозяйству.

Нормативный метод используется в прогнозировании потребности в специалистах, основываясь на рациональных схемах управления и в других сферах. В рамках реформы государственного управления предстоит решить задачи внедрения методов управления по результатам.

Нормативный метод в сфере регулирования занятости, труда может стандартов (ГМСС).

Государственные минимальные социальные стандарты Конституции. Под государственными минимальными социальными стандартами понимается установленный Законом РФ минимально необходимый уровень обеспечения социальных гарантий, выраженный в социальных нормах. ГМСС являются социальными стандартами федерального уровня. Построение системы государственных минимальных стандартов — важнейшее направление управления социальными процессами.

К числу ключевых социальных нормативов относится социально допустимый уровень безработицы в стране или регионе. Под социально приемлемым понимается уровень безработицы, при котором уровень социальной защищенности населения составит величину, равную или меньше установленного для данного региона на данный период порогового значения.

В мировой практике существует понятие критических значений (пределов) социальных показателей, в том числе уровня безработицы. В начале 90-х годов таким пределом считался уровень 8—10%.

Программно-целевой метод. Программы занятости как механизм реализации государственной политики разрабатываются и реализуются на разных уровнях. Наряду с федеральными программами особую актуальность приобретает разработка региональных программ занятости, программ занятости разных демографических групп населения (молодежь, женщины, инвалиды).

Важное значение имеет увязка региональных программ развития с общегосударственными целями, а также способы финансирования программ различного уровня.

Можно выделить несколько направлений использования программноцелевого метода в регулировании занятости и рынка труда.

Первое направление — правительственные программы социальноэкономического развития Российской Федерации на долгосрочную (2010 г.), среднесрочную (2006—2008 гг.) перспективу. Федеральные целевые программы и федеральные программы развития регионов имеют в своем составе подпрограммы, отражающие те или иные аспекты трудовых ресурсов, занятости, трудовых отношений, миграции и т.п.

На ближайшую и отдаленную перспективу правительством РФ принята программа «Сокращение различий в социально-экономическом развитии регионов Российской Федерации (2002—2010 годы и до 2015 года)» ставит одной из своих главных целей приведение в соответствие спроса на труд и предложения труда.

Сегодня, по официальным данным, на предприятиях насчитывается 804,2 тысячи свободных рабочих мест. Однако спросу не соответствует предложение, поскольку армия российских безработных состоит в основном из людей, не имеющих опыта работы (молодежь до 25 лет) или надлежащего образования. Помочь в решении данной проблемы могут специальные программы обучения и переквалификации. Не менее остро стоит проблема территориального несоответствия спроса и предложения на рынке труда.

Второе направление — специальные государственные федеральные и региональные программы занятости и подготовки и переподготовки кадров.

Региональные программы необходимы в первую очередь для тех территорий, где уровень безработицы превышает предельно допустимые нормы. Здесь целесообразно стимулировать самозанятость населения, создавать льготные условия для привлечения отечественного и иностранного капитала, размещать государственные заказы и инвестиционные проекты, поощрять территориальную мобильность рабочей силы.

Важное место в системе государственного регулирования имеют целевые программы поддержки занятости социально уязвимых групп населения, неконкурентных на рынке труда. Государство обеспечивает дополнительные гарантии гражданам, особо нуждающимся в социальной защите и испытывающим трудности в поиске работы. К мерам поддержки относятся: создание дополнительных рабочих мест и специализированных организаций, установление квот для приема на работу инвалидов, услуги по профессиональной ориентации, организация обучения по специальным программам и др.

Одним из главных направлений активной политики борьбы с безработицей во всем мире являются программы профессиональной подготовки и переподготовки кадров. Их реализация может быть особенно эффективна в условиях крупных структурных реформ, которые вызывают перелив рабочей силы в новые высокотехнологичные секторы экономики за счет сокращения занятости в некоторых традиционных отраслях.

Раздел 2. Аналитическая часть. Анализ современного состояния объекта 2.1. Социально-экономическое положение Кировской области Кировская область — один из крупнейших по территории регион в Приволжском федеральном округе, расположенный на северо-востоке европейской части страны. Площадь ее территории составляет 120,4 тыс. кв.

километров.

Область граничит на севере с Архангельской областью и Республикой Коми, на востоке — с Пермским краем и Удмуртской Республикой, на юге — с Республикой Татарстан и Республикой Марий Эл, на западе — с Нижегородской, Костромской и Вологодской областями.

Кировская область имеет густую речную сеть, принадлежащую бассейнам рек Волга, Северная Двина и Кама.

Область богата лесными ресурсами. Свыше половины территории покрыто лесами. Общий запас древесины составляет 1,2 млрд. куб. метров.

Преобладающими насаждениями являются хвойные, они занимают 53% покрытой лесом площади.

В Кировской области имеются такие полезные ископаемые, как фосфориты, известняки и мергель. Присутствуют значительные запасы торфа, строительного камня, лечебной грязи и минеральной воды. На территории области изучены месторождения нефти, перспективные для освоения.

В Верхнекамском районе находится крупнейшее в Европе ВятскоКамское месторождение желваковых фосфоритов с эксплуатационными запасами руды более 2 млрд. тонн. Это 45 % всех фосфоритов, добываемых в России. В Советском районе имеется месторождение карбонатных пород и глин, потенциально пригодных для производства цемента, аналогов которому не существует в соседних регионах. Запасы торфа составляют 380 млн. тонн Кировская область обладает уникальным рекреационным потенциалом.

Уникальность – в редком сочетании сразу трех лечебных факторов:

месторождения минеральных вод различного солевого состава, месторождения лечебных грязей (иловые сульфатные сероводородные озерно-ключевые), лечебного торфа, сапропели, хвойные и смешанные леса, воздух которых наполнен целебными фитонцидами. Кроме того, область обладает богатыми ресурсами для развития охотничьего туризма.

В области около 200 особо охраняемых природных территорий, среди которых природный заповедник, 3 природных заказника, более памятников природы, среди которых такой уникальный объект, как Котельничское местонахождение парейазавров, имеющий лишь один аналог в мире — плато Карру в ЮАР. Кроме этого, в области имеется 9 охотничьих заказников.

Развитие экономики области в докризисный период характеризовалось определенным ростом основных экономических показателей, в частности, объем валового регионального продукта (далее – ВРП) Кировской области в действующих ценах в 2012 году вырос почти в 7 раз относительно уровня 2000 года.

Рисунок. 1. Динамика ВРП Кировской области в 2012 г.

ВРП на душу населения, тыс. рублей Российская федерация (ВВП) Производительность труда (отношение объема ВРП к численности занятых в экономике), тыс.рублей Кировская область Приволжский федеральный округ Российская Федерация Несмотря на это по объему ВРП на душу населения Кировская область значительно уступает данным по Российской Федерации (почти в 3 раза по всем годам анализируемого периода) и по Приволжскому федеральному округу (около 2 раз).

статистики, остается одним из самых низких в Приволжском федеральном округе и значительно ниже среднероссийского показателя.

Это говорит о сравнительно низкой эффективности экономики области в докризисный период.

Оценка департамента экономического развития при Правительстве Кировской области по состоянию на сентября 2012 года.

Кировская область обладает достаточно мощным экономическим потенциалом, развитой промышленностью и сельским хозяйством. В области расположены крупные научные организации и производственные предприятия биотехнологической индустрии, машиностроения, металлургии, химической, нефтехимической, пищевой промышленности.

Структура экономики Кировской области на протяжении последних лет достаточно стабильна: наибольший удельный вес традиционно принадлежит обрабатывающим отраслям промышленности, сельскому и лесному хозяйству. Значительную долю занимают транспорт, связь и торговля.

Активно развиваются финансово-кредитные учреждения и малое предпринимательство.

деятельности не претерпевает существенных изменений. Наибольший удельный вес занимает промышленность – около 30,7%; сельское хозяйство, охота и лесное хозяйство – 9,3%; строительство– 4,1%; транспорт и связь – 10,9%; оптовая и розничная торговля, ремонт автотранспортных средств, мотоциклов, бытовых изделий и предметов личного пользования – 14,5%;

  • другие виды деятельности – 30,5%.

Наращивание экономического потенциала Кировской области в году на 4,8% выше уровня предыдущего года позволило превысить темпы прироста ВВП в целом по Российской Федерации на 0,5 процентных пункта.

В 2012 году экономика региона также выросла на 2,5% к 2011 году.

Исходя из анализа, можно отметить следующие слабые стороны экономики Кировской области:

1. Низкий уровень производительности труда в целом по экономике 2. Невысокий уровень развития малого предпринимательства (около 9% Величина прожиточного минимума на душу население в Кировской области в 2013 году составлял 6905 рублей (таблица 2).

Величина прожиточного минимума по Кировской области в 2013 году Величина прожиточного минимума на душу населения в том числе по социально-демографическим группам населения:

В последние годы на территории области отмечался стабильный рост доходов граждан, повышение социальных гарантий. За 2000 – 2012 годы номинальные среднедушевые денежные доходы населения и среднемесячная заработная плата работников возросли более чем в 12 раз (рис 3).

Рисунок.3. Среднедушевые номинальные денежные доходы населения Экономический кризис резко изменил эти тенденции. В первом полугодии 2009 года численность зарегистрированных безработных выросла более чем в 2 раза (с 10,7 тыс. человек в IV квартале 2008 года до 22,7 тыс.

человек во II квартале 2009 года).

Около 300 тыс. жителей Кировской области живет на грани бедности.

Отражением высокого уровня бедности в области служит структура расходов населения. Так, на «собственное воспроизводство» (образование, отдых, восстановление и укрепление здоровья) население Кировской области тратит менее 3% от денежных доходов, за 2013 год — 3,4 млрд. рублей, За 2013 год население области потратило на оплату услуг в сфере образования 1,9 млрд.

рублей, оплату медицинских и санаторно-оздоровительных услуг — 1,2 млрд.

рублей, услуг учреждений культуры – 200 млн. рублей.

Обеспеченность населения Кировской области социальными услугами достигается в основном за счет государственных финансовых вложений. Для Кировской области характерна социальная направленность бюджетных расходов: на финансирование социально-культурных учреждений и мероприятий направляется около 60% средств, что превышает среднероссийский уровень. Однако столь высокая доля расходов бюджета на социальные нужды отражает и несбалансированность бюджета, в котором большая часть доходов уходит в непроизводственный сектор, а не в развитие экономики. Это, в свою очередь, негативно влияет на динамику доходов населения.

Возрастающие потребности граждан в получении дополнительных социальных благ покрываются как за счет увеличения объемов бюджетных услуг, так и за счет роста количества услуг, оплачиваемых населением. За 20012-2013 годы объем платных услуг (индекс физического объема) на медицинские услуги вырос на 11,4%, санаторно-оздоровительные услуги – на 5,2%, роста в физическом объеме услуг сферы образования и культуры не отмечено.

социальной сферы, позволяющую обеспечивать потребности населения в услугах образования, здравоохранения, культуры, социальном обслуживании, есть положительные результаты в росте качества услуг: с 2003 года область входит в десятку лучших субъектов Российской Федерации, достигших высокого качества образования, снижаются такие показатели смертности населения, как младенческая и материнская смертность, смертность по большинству социальнозначимых заболеваний, системой социальной защиты населения охвачено около 600 тыс. человек, или 40% населения области. Последний показатель отражает, с одной стороны, специфику структуры населения, а с другой, свидетельствует о недостаточно эффективной работе системы социальной сферы, слабом развитии малого бизнеса.

Однако имеются значительные проблемы, сдерживающие повышение доступности и качества социальных услуг:

  • компактностью проживания населения;
  • крайне невысокий уровень конкуренции в данном секторе экономики, как и в целом по стране, доступность социальных услуг населению в основном достигается за счет бюджетных средств, что сказывается на качестве обслуживания населения;
  • недостаток высококвалифицированных кадров, обусловленный имеющимся уровнем оплаты труда персонала.

2.2. Анализ демографической ситуации Кировской области Современная демографическая ситуация в Кировской области сформировалась под влиянием политических, социально-экономических процессов в Российской Федерации, а также демографических процессов, происходивших в предыдущие десятилетия. В целом можно констатировать, что существующие в Кировской области демографические процессы идентичны в принципе процессам, характерным для Российской Федерации.

Все явления и процессы подчинены единой логике, одному контексту.

В Российской Федерации начиная с 1989 года, на смену устойчивому естественному приросту пришла естественная убыль населения. В Кировской области так же сформировалась тенденция сокращения численности населения. Рис.

Рисунок. 4. Динамика численности постоянного населения На данный момент численность населения составляет 1310929 тыс.

человек. По оценке, основанной на предварительных итогах Всероссийской переписи населения 2010 года, численность постоянного населения области снизилась по сравнению с 2002, «переписным», годом – на 12%. При этом, городское население сократилось на 8%, сельское – на 18%. Отмечу, что в период между переписями население сократилось в 13 из 14 субъектов Приволжского федерального округа. Так что в этом плане Кировская область не уникальна.

составляющими — естественным и механическим движением населения.

В 2013 году в области естественная убыль составила – 3,6 тыс. человек, миграционная убыль – 4,9 тыс. человек.

Главными причинами роста миграционной убыли стало увеличение отрицательного сальдо миграционного обмена области с другими регионами России (на 18,5%) и снижение положительного сальдо миграционного обмена области с государствами-участниками СНГ (на 14,5%).

Кировская область является одним из миграционных «доноров» для других территорий России.

Внешняя миграция с другими России с государствами — участниками СНГ с другими странами Меняется возрастная структура населения области. Сейчас 66,6% населения составляют люди трудоспособного возраста, 34,6 – старше трудоспособного возраста, лишь 16% — это жители моложе трудоспособного возраста, моложе 16 лет (таблица) До 1990 года ситуация была иной — молодежи в возрасте до 16 лет было больше, чем жителей в возрасте старше пенсионного. 24,2 и 21, соответственно (Рис. 5).

Собственно, по причине этих изменений и возникают все сильнее разговоры о необходимости реформы пенсионной системы.

из общей численности население в возрасте:

моложе трудоспособного старше трудоспособного Рис. 5. Половозрастная структура населения Кировской области Ожидаемая продолжительность жизни при рождении составила в году для всего населения области 69,79 года. У женщин – 75,8 года, у мужчин значительно меньше – 63,91 года.

2.3. Анализ занятости населения Кировской области Изменения в сфере занятости населения Кировской области связаны, с процессами, состоянием трудовых ресурсов, существующей системой подготовки, переподготовки и повышения квалификации кадров, с другой стороны, – состоянием экономики, уровнем доходов населения.

Ключевым показателем уровня занятости в стране является общий уровень безработицы. Именно его динамику мы и будем анализировать в безработицы за последние 5-7 лет (таблица 5).

Динамика занятости населения в Кировской области 2007-2013 г.

Особенно неблагоприятное воздействие на сферу занятости населения в 2009 году оказал мировой экономический кризис. Под его влиянием в период с 01.10.2008 по 01.01.2010 723 предприятия заявили о предстоящем сокращении 21,7 тыс. своих работников (фактически сократили 9,5 тыс.

человек), 800 предприятий ввели режим неполной занятости для 35,7 тыс.

человек (в среднемесячном исчислении).

Спрос на рабочую силу сократился в 4 раза. Для более наглядного представления данных построим график (рис.

6) с 2010 года безработица начала стабилизироваться.

Рисунок. 6.Динамика уровня безработицы, в %, Кировская область Анализ структуры занятого населения начнем с рассмотрения половой структуры занятого населения (таблица 6).

Распределение населения по основным возрастным группам трудоспособного трудоспособного Область обладает достаточными для её экономического развития трудовыми ресурсами (64% от численности населения), трудовые ресурсы Кировской области выгодно отличает высокая экономическая активность населения, уровень которой (в возрасте 15–72 года) в 2013 году составил 66,6% общей численности населения области (Рисунок. 7).

Рисунок 7. Распределение населения по основным возрастным группам В то же время в области отмечена нехватка кадровых ресурсов по отдельным видам профессий. Дефицит кадров становится одним из сдерживающих факторов развития экономики Кировской области. Краткий перечень дефицитных и избыточных профессий на регистрируемом рынке труда Кировской области приведено в приложении 1.

Проблема осложняется тем, что уровень подготовки кадров и набор специальностей, по которым производится профессиональная подготовка, далеко не в полной мере соответствует потребностям экономики региона.

Анализ ситуации показывает, что около 5% выпускников системы начального профессионального образования не смогли устроиться по специальности. Около 12% выпускников предоставлено право свободного трудоустройства без каких-либо гарантий по предоставлению работы в соответствии с полученной специальностью. Ещё 12% выпускников ушли на службу в ряды Вооружённых Сил, и, как показывает практика прошлых лет, эта категория, как правило, утрачивает профессиональную квалификацию и не может в последующем трудоустроиться по полученной профессии. Ещё хуже складывается ситуация с выпускниками учреждений среднего и высшего профессионального образования, среди которых количество лиц, не устроившихся на работу по специальности, составляет соответственно около 35% и 20% от общего количества выпускников.

Дальнейшее развитие экономики области приведет к нарастанию дефицита трудовых ресурсов, что обусловливается как возрастной структурой населения, так и характером миграционных процессов. С учётом значительного повышения требований к уровню профессиональной подготовки можно сказать, что кадровая проблема становится одним из главных сдерживающих факторов социально-экономического развития Кировской области на ближайшие 10 – 20 лет.

С аналогичной проблемой сталкивается подавляющее большинство регионов Российской Федерации. Следствием этого становится усиление конкурентной борьбы за квалифицированный кадровый ресурс между территориями. На сегодняшний день наиболее явным проявлением этого является массовый выезд на работу за пределы региона проживания, а также усиление миграции наиболее трудоспособных и перспективных, с точки зрения наращивания интеллектуального потенциала территории, групп населения.

Рисунок. 8. Трудовая миграция в Кировской области Для Кировской области эта проблема выражается в том, что по данным выборочного исследования, проведённого управлением государственной службы занятости населения Кировской области, за пределами области работает примерно 46 тыс. человек или около 10% от всех занятых в экономике. Среди мигрантов более 70% составляют лица трудоспособного возраста(рисунок. 8.).

Наряду с обострением кадровой проблемы в качестве дополнительных негативных последствий для регионов — «кадровых доноров» являются ухудшение демографической ситуации, а также, особенно в случае масштабного участия населения в вахтовых методах работы, снижение бюджетного потенциала территории при одновременном сохранении, а иногда и росте расходных обязательств бюджета.

Наряду с позитивными тенденциями на рынке труда следует отметить, что около 6,8% от общей численности безработных граждан не могут найти работу в течение 12 и более месяцев. Одной из причин наличия длительной безработицы является изменение структуры спроса на рынке труда. С одной стороны, растет количество вакансий, требующих более высокого уровня профессиональной подготовки и опыта работы, с другой стороны, отмечается перераспределение (увеличение или уменьшение) количества вакансий в определенных видах экономической деятельности.

В настоящее время наибольшая потребность в квалифицированных работниках отмечается в здравоохранении и предоставлении социальных услуг населению, а среди обращающихся в службу занятости населения за содействием в трудоустройстве велика доля неквалифицированной рабочей силы, длительно (более 1 года) не работающих, инвалидов, других низкоконкурентных на рынке труда категорий граждан, что затрудняет их трудоустройство, приводит к продолжительности безработицы.

Краткий перечень дефицитных и избыточных профессий на регистрируемом

ДЕФИЦИТНЫЕ

Специалист по социальной Воспитатель детского сада

ИЗБЫТОЧНЫЕ

Главный инженер (в актуализируются вопросы, связанные с привлечением для трудоустройства и закреплением медицинских работников (врачей, среднего медицинского персонала) в государственных учреждениях здравоохранения Кировской области.

В государственных учреждениях здравоохранения Кировской области имеется дефицит врачебных кадров, как в стационаре, так и в поликлинике.

здравоохранения Кировской области работали: 42,9. Тыс. специалистов.

Потребность в работниках для замещения вакантных рабочих мест, человек составляет Вместе с тем следует отметить, что в течение 2010 — 2013 годов ситуация с занятостью населения в Кировской области, приобрела тенденцию к улучшению.

Несмотря, на относительно благополучную ситуацию с занятостью населения, рынок труда Кировской области характеризуется значительной продолжительности, территориальной, профессионально-квалификационной диспропорциями спроса и предложения рабочей силы, особенно в разрезе город-село (большинство заявленных работодателями вакансий находится в городах, поселках городского типа, районных центрах, а большая часть безработных, зарегистрированных в службе занятости, проживает в сельской местности рисунок. 9),наличием отдельных территорий с высокой напряженностью на рынке труда, наличием большого количества населенных пунктов, где нет работодателей или имеются только рабочие места бюджетной сферы.

Рисунок. 9. Уровень безработицы по районам, Кировская область По данным демографического прогноза Росстата по Кировской области на период до 2031 года в течение 2013 — 2020 годов в Кировской области, как и в России вцелом, сохранится тенденция сокращения численности населения трудоспособного возраста (в среднем на 12 тыс. человек ежегодно), что приведет к снижению численности ЭАН и, как следствие, к сокращению предложения трудовых ресурсов (рис. 10).

Рис. 10. Демографический прогноз Росстата по Кировской области на период прогнозируется снижение численности безработных граждан Кировской области, рассчитанной по методологии Международной организации труда, с 48,8 тыс. человек в 2013 году до35,2 тыс. человек в 2020 году (7,1% и 5,3 % ЭАН соответственно), (рисунок 11).

Рис. 11.Потребность экономики Кировской области в квалифицированных Снижению безработицы будет существенно способствовать изменение демографической структуры: значительно сократится численность молодежи, в наибольшей степени подверженной риску безработицы.

безработных и общей численности безработных среднегодовая численность зарегистрированных безработных снизится к 2020 году до 8,0 тыс. человек.

Уровень регистрируемой безработицы стабилизируется и не превысит 1,20 % ЭАН.

Сравнение сложившейся структуры ВРП Кировской области и аналогичных средних показателей по Российской Федерации позволяет сделать определенные выводы. Экономика области несырьевая, но с существенным вкладом видов деятельности, связанных с использованием лесопромышленный комплексы).

Слабо развита сфера торговли и предоставления услуг, а суммарный удельный вес ВЭД, представленных в основном государственными и муниципальными организациями, в 1,8 раза превышает среднероссийский показатель (18,9% против 10,4%).

Особо выделяется удельный вес ВЭД «Государственное управление и обеспечение военной безопасности; обязательное социальное обеспечение». Его вклад в объем ВРП Кировской области в 2 раза превышает среднероссийский показатель. Это говорит о неэффективной структуре экономики. Доля реального сектора меньше, чем доля обеспечивающих организаций и в особенности государственного и муниципального сектора.

Что касается демографической сферы то оно крайне неблагоприятно:

низкий уровень рождаемости, высокая смертность определяют перспективное снижение численности населения, прежде всего детей и населения в трудоспособном возрасте. Ситуация усугубляется миграционным оттоком, в котором преобладают лица молодых трудоспособных возрастов Таким образом, проблема кадрового обеспечения Кировской области на среднесрочную перспективу является одним из критических факторов развития. Ее решение не может быть связано только с изменением структуры профессиональной подготовки в системе среднего и высшего образования.

Демографическая ситуация в области и миграционные тренды обусловят, с профессионального образования, а, с другой, их «вымывание» из области.

Решение проблемы может носить только комплексный характер, связанный как с мерами по повышению качества жизни и снижению оттока квалифицированных кадров, так и с изменением качества профессионального образования и его соответствия требованиям предприятий.

региональной кадровой политики и управления трудовыми ресурсами:

  • несбалансированность медицинского персонала по структуре между:
  • врачами общего профиля и узкими специалистами;
  • врачами и сестринским персоналом;
  • различными территориальными образованиями, городской и сельской местностью;
  • медицинскими организациями первичного звена и специализированных видов помощи;

— невысокий, в сравнении со средними показателями производственной деятельности в регионах, уровень заработной платы;

— рост тенденции оттока из региональной системы здравоохранения молодых и квалифицированных специалистов.

Программно-целевой метод позволяет последовательно реализовать решение региональных задач в области кадровой политики с учетом их приоритетов, динамики социально-экономического развития региона в целом. Необходимость государственной поддержки программы определяется условиями ее решения в установленные сроки.

Программа направлена на сохранение имеющегося персонала и привлечение медицинских кадров в государственные учреждения здравоохранения Тульской области. Программа будет способствовать созданию повышения доступности оказания медицинской помощи населению на территории Тульской области путем укомплектования вакантных медицинских должностей квалифицированными кадрами.

Проблема носит комплексный характер и требует создания условий для профессионального роста персонала, повышения уровня заработной платы и социальной защищенности медицинских кадров (включая обеспечение жильем), а также повышение престижа профессии.

Необходимость использования комплексного подхода к решению поставленных задач по обеспечению качества и доступности медицинской помощи обусловливает решение проблемы программно-целевым методом.

Ключевыми проблемами в сфере занятости населения и на областном рынке труда, являются:

1. несоответствие подготовки кадров в учреждениях профессионального образования потребности экономики, слабая заинтересованность работодателей в совершенствовании системы подготовки, переподготовки и повышения квалификации кадров;

2. Высокий уровень безработицы сельского населения в Кировской 3. высокий уровень трудовой миграции населения, в том числе выпускников учреждений профессионального образования, за пределы Раздел 3. Практическая часть. Разработка рекомендаций, мероприятий 3.1. Общие рекомендации по улучшению занятости в Кировской области Значительную роль в области занятости и рынка труда играют трудоемкостью и капиталоемкостью, наличием работающих предприятий и динамикой их развития, поэтому региональный рынок труда, уровень и эффективность занятости имеют собственную специфику.

Анализ аспектов состояние занятости и рынка труда Кировской области позволил сделать вывод о слабой управляемости этими процессами.

В связи с этим предлагаемые рекомендации могут быть следующими (рисунок 12):

  • Рисунок 12. Общие рекомендации по улучшению состояние занятости развитие системы подготовки и переподготовки населения (в первую очередь временно незанятого);
  • расширение практики стажировок в организациях молодых специалистов с целью их последующего трудоустройства на постоянное рабочее место;
  • Развитие занятости сельской местности.

напряженности на рынке труда Кировской области, нацеленной на реализацию приоритетных задач социальной политики и модернизации экономики в части создания эффективного и цивилизованного рынка труда безработных.

Расчет экономического эффекта от создания бизнес-инкубатора по содействию самозанятости безработных граждан Например, Администрация Кировской области выделит средства из регионального бюджета на помощь по содействию самозанятости Экономический эффект должен показать следующие результаты:

1) снижение числа безработных граждан;

2) увеличение налоговых отчислений в областной бюджет;

3) улучшение качества обслуживания, работ и услуг благодаря повышению конкуренции и др.

эффективности мероприятия по содействию самозанятости безработных граждан на базе муниципальных бизнес-инкубаторов.

Расчет показывает, что если Правительство Кировской области примет решение о выделении из окружного бюджета финансовых средств для субсидирования 1500 начинающих предпринимателей из числа безработных в размере 151,8 млн. рублей (1 субсидия в размере годового максимального пособия по безработице составит 100 тыс. рублей), экономический эффект данного мероприятия в виде заработной платы бывших безработных и отчислений с нее в социальные фонды составит 141,26 млн. рублей, а его окупаемость составит 1,93 рубль на 1 рубль затрат.

производителя от внешнеэкономической конкуренции, совершенствование нормативно-правовой базы, направленной на стимулирование развития рабочих мест, усиление роли и ответственности участников социальнотрудовых отношений в сфере занятости населения, стимулирование работодателя к расширению социальных гарантий для своих подчиненных, совершенствование налогового законодательства, введение налоговых льгот для инновационных проектов, льготное кредитование, государственный заказ, что приведет к экономическому росту страны в целом.

категориям безработных как граждане с ограниченными возможностями и женщины. Эти расчёты приведены в таблицах 9 и 10 соответственно.

Расчет экономического эффекта по содействию занятости безработных Данный расчет показывает, что если Правительство Пермского края примет решение о выделении из областного бюджета финансовых средств для усиления трудоустройства 1000 инвалидов из числа безработных в размере 31,2 млн. рублей (1 субсидия в размере годового максимального пособия по безработице составит 30 тыс. рублей), экономический эффект данного мероприятия в виде заработной платы бывших безработных и отчислений с нее в социальные фонды составит 66,17 млн. рублей, а его окупаемость составит 3,12 рубль на 1 рубль затрат.

Расчет экономического эффекта по переобучению и содействию эффект мероприятия Данный расчет показывает, что если Правительство Кировской области примет решение о выделении из областного бюджета финансовых средств для усиления трудоустройства 1000 женщин из числа безработных в размере 31,2 млн. рублей (1 субсидия в размере годового максимального пособия по безработице составит 30 тыс. рублей), экономический эффект данного мероприятия в виде заработной платы бывших безработных и отчислений с нее в социальные фонды составит 164,17 млн. рублей, а его окупаемость составит 6,26 рубль на 1 рубль затрат.

Таким образом, проведённые расчёты экономического эффекта позволяют выявить дополнительные возможности по трудоустройству определённого количества безработных граждан с выгодой, как для бюджетов различных уровней, так и для трудоустроенных граждан, а также для экономики в целом.

расходования бюджетных средств на поддержку организации своего дела и переобучение проблемных категорий безработных.

социальную напряжённость в обществе, увеличить поступления в бюджеты различных уровней за счёт роста фонда оплаты труда, повысить жизненный уровень населения.

3.2. Разработка рекомендации по совершенствованию кадрового обеспечения учреждений здравоохранения Кировской области актуализируются вопросы, связанные с привлечением для трудоустройства и закрепления медицинских работников (врачей, среднего медицинского персонала) в учреждениях здравоохранения Кировской области.

В учреждениях здравоохранения Кировской области имеется дефицит врачебных кадров, как в стационаре, так и в поликлинике.

По состоянию на 2013 г. в учреждениях здравоохранения Кировской области работали: 42,9. тыс. специалистов. Потребность в работниках для замещения вакантных рабочих мест, человек составляет 581. Наибольший испытывают по таким должностям, как: терапевты (65 чел.), зубной врач (31), фельдшер (99), врач-хирург (16), медицинская сестра (184), так же острая потребность стоит в ветеринарных врачах.

Средняя зарплата врачей в Кировской области по состоянию на март, 2014 г. составляет 33 301,1 рублей, средних медицинских работников – 953,6 рублей. Средняя заработная плата по экономике Кировской области равна 18 413,5 рублей.

Более высокий уровень оплаты труда в частных клиниках и учреждениях здравоохранения московского региона способствует оттоку специалистов из учреждений здравоохранения Кировской области.

Кировской области средними медицинскими работниками, обеспеченность врачебными кадрами остается явно недостаточной.

рекомендации по совершенствованию кадрового обеспечения учреждений здравоохранения Кировской области на 2014-2018 годы»

Наименование О развитии кадровых ресурсов учреждений здравоохранения программы Кировской области на 2014-2018 годы Цели совершенствование и перспективное развитие обеспеченности системы Программы здравоохранения Кировской области высококвалифицированными медицинскими кадрами, обеспечивающими потребности населения в оказании качественной и доступной медицинской помощи.

Заказчик программы Исполнители — министерство здравоохранения Тульской области целевой — администрации муниципальных районов и городских округов программы Кировской области Основные задачи — формирование системы управления кадровым потенциалом Программы здравоохранения Кировской области с учетом структуры региональной потребности в медицинских кадрах, их оптимального размещения и — достижение полноты укомплектованности учреждений здравоохранения — создание условий для планомерного роста профессионального уровня медицинских работников на основе приведения оплаты труда в соответствие с объемами, сложностью и эффективностью оказания медицинской помощи, — регулирование подготовки и сохранение медицинских кадров для системы здравоохранения с помощью мониторинга кадров при реализации его организационно-методической, информационно-аналитической поддержки.

Сроки реализации 2014 — 2018 годы Программы Объемы и За счет средств федерального фонда обязательного страхования и из источники финансирования Программы Перечень основных — определение порядка планирования кадрового обеспечения с учетом мероприятий потребности населения в медицинской помощи в динамике по годам Программы реализации Программы;

— проведение работы по укреплению межсекторального партнерства в области подготовки, последипломного образования медицинских кадров для -совершенствование механизмов и условий целевого приема абитуриентов в образовательные учреждения среднего и высшего профессионального образования, с целью последующего их трудоустройства в учреждениях -создание условий для непрерывного обучения медицинского персонала — мониторинг кадрового состава здравоохранения, ведение регионального сегмента Федерального регистра медицинских и фармацевтических работников; создание электронной базы вакансий;

  • стимулов медицинских работников (решение социально-бытовых вопросов, содействие профессиональному росту через переподготовку, обучение в ординатуре и др.;
  • проведение конкурсов профессионального мастерства «Лучший врач года»;
  • «Лучший средний медицинский работник года»).

Ожидаемые — сохранение и развитие кадрового потенциала системы здравоохранения итоговые Кировской области;

  • результаты — расширение возможностей повышения квалификационного уровня реализации специалистов с высшим и средним медицинским и фармацевтическим Программы образованием, профессиональной переподготовки;

— преодоление негативной тенденции оттока медицинских кадров в — повышение и достижение наиболее полной укомплектованности врачами и территориального здравоохранения в городских и сельских условиях;

  • приоритетное обеспечение населения Кировской области врачами анестезиологами-реаниматологами,

медицинского профиля в учреждениях здравоохранения Кировской области.

Цель программы (рисунок 13):

1) Совершенствование и перспективное развитие обеспеченности системы здравоохранения Кировской области медицинскими кадрами.

Поэтапное устранение дефицита медицинских кадров, а также кадрового дисбаланса. Обеспечение притока в учреждения здравоохранения Кировской перекрывать естественную убыль и обеспечивать запланированный кадровый прирост.

Рисунок. 13. Основные цели предлагаемой программы 2) Решение социальных вопросов медицинских работников в целях создания для них полноценных условий труда и отдыха и как результат повышение доступности и качества оказываемой медицинской помощи.

3) Повышение престижа профессии медицинского работника.

Задачи, решаемые программой (рисунок 14):

1. Формирование системы управления кадровым потенциалом здравоохранения Кировской области с учетом структуры региональной потребности в медицинских кадрах, их оптимального размещения и эффективного использования.

Создание условий для планомерного роста профессионального уровня Рисунок. 14. Основные задачи, решаемые программой здравоохранения Кировской области медицинскими работниками.

3. Создание условий для планомерного роста профессионального уровня знаний и умений медицинских работников.

4. Обеспечение социальной защиты, повышения качества жизни медицинских работников на основе приведения оплаты труда в соответствие с объемами, сложностью и эффективностью оказания медицинской помощи.

5. Регулирование подготовки и сохранение медицинских кадров мониторинга кадров при реализации его

Этапы реализации Программы:

Программа реализуется в 4 этапа:

1 этап – 2014 год – Отработка порядка реализации основных мероприятий по отдельным учреждениям здравоохранения Кировской области. Проведение оценки уровня квалификации медицинских работников учреждений здравоохранения Кировской области.

2 этап – 2015 год – Реализация мероприятий по ведущим учреждениям здравоохранения Кировской области. Проведение мероприятий по повышению престижа профессии. Приведение квалификации всех медицинских работников в соответствие с требованиями.

3 этап — 201-2016 годы — Основной период реализации Программы.

4 этап – 2017 год – Проведение аккредитации медицинских специалистов. Реализация всех направлений Программы в полном объеме.

3.3. Разработка рекомендаций по обеспечение занятости и основополагающим элементом производственного потенциала сельского хозяйства. Поэтому улучшение их качества, более полное и эффективное использование выступают одним из наиболее важных факторов экономического роста Кировской области.

Занятость в сельской местности имеет особенности, обусловленные низкой степенью концентрации производства и расселения, использованием земли и других природных ресурсов в качестве непосредственных элементов производительных сил, низкой степенью диверсификации экономики и другими факторами. К ним относятся ограниченный выбор сферы приложения труда и профессии, высокая зависимость результатов производства и доходов работников от природных факторов, крайне низкий уровень оплаты труда, низкая правовая защищенность работников, худшее по сравнению с городом качество рабочей силы, сезонность и другие.

Острота проблем занятости и доходов сельского населения Кировской области обусловливает принятие ряда мер по их решению на областном уровне. Уровень зарегистрированной безработицы на селе выше, чем в целом по стране (рисунок 15).

Рисунок. 15. Уровень зарегистрированной безработицы в районах Кировской В связи с этим предлагается программа по обеспечение занятости и повышение доходов сельской местности на 2014 — 2017 годы.

«обеспечение занятости и повышение доходов сельской местности на 2014 годы»

Полное наименование программы Программа «Обеспечение занятости и повышение Период реализации программы 2014 — 2017 годы Цель программы Создание условий и механизмов для повышения Основные задачи и мероприятия 1. Укрепление правого положения владельцев 2. Улучшение доступа ЛПХ к рынкам материальнотехнических ресурсов, услуг, продовольствия и и повышение квалификации владельцев ЛПХ организация информационно-консультативной Участники программы 1.Личные подсобные и крестьянские (фермерские) Источники финансирования Из средств бюджета Кировской области Основная цель программы заключается в создании условий и разработке механизмов устойчивого обеспечения занятости и доходов сельского населения. Достижение этой цели будет способствовать улучшению состояния сельского населения, которая представлена на рисунке 15.

производства товаров и услуг;

  • росту уровня жизни сельского населения;
  • сокращению сельской безработицы;
  • снижению социальной напряженности в сельской местности.

Основные задачи, решаемые программой представлены на рисунке 16.

Рисунок 16. Основные задачи, решаемые программой сельскохозяйственных организаций;

  • диверсификация хозяйственной деятельности сельскохозяйственных организаций;
  • развитие крестьянских (фермерских) хозяйств;

– повышение товарности личных подсобных хозяйств за счет роста их производственного потенциала, освоения новых технологий, развития кооперации, совершенствования взаимоотношений с коллективными предприятиями;

  • предпринимательской деятельности в несельскохозяйственной сфере, агробизнеса (переработка и реализация сельскохозяйственной продукции), сферы услуг, местной промышленности, сельского туризма и других отраслей;
  • поддержка сельской социальной и инженерной инфраструктуры.

Основные принципы программы представлены на рисунке 17.

К о м п л е к с н о с т ь – в проекте рассмотрены все возможные виды хозяйственной деятельности, занятие которыми может повысить доходы сельского населения. Каждое предложение по увеличению занятости и доходов всесторонне обосновано с правовой, экономической и социальной точек зрения. Решение проблемы занятости и доходов увязано с решением других региональных проблем и развитием сельской местности в целом.

О т к р ы т о с т ь – при разработке мероприятий проекта использованы методы интерактивного (с участием населения) планирования; ход проекта, достигнутые результаты и проблемы всесторонне освещались в местных СМИ, обсуждались на сельских сходах, “круглых столах”, встречах с соответствующие корректировки.

реализации проекта в максимальной степени используются знания, опыт и представления населения о наиболее эффективных путях обеспечения занятости и доходов, учитываются особенности экономического и социального поведения различных социальных групп, обеспечивается согласование их интересов и намерений, усилия участников проекта консолидируются путем кооперации, развития местного самоуправления и деятельности общественных организаций.

Основными участниками проекта являются:

– администрация района, управление сельского хозяйства (координатор); экономики; социального обеспечения населения; центр занятости; земельный комитет, а также другие структурные подразделения;

  • сельские администрации;
  • руководители, специалисты и работники коллективных сельскохозяйственных организаций.
  • владельцы личных подсобных хозяйств;
  • несельскохозяйственной деятельностью на селе;
  • работники социальной сферы села;
  • пенсионеры;
  • безработные.

Развитие личных подсобных хозяйств населения Обеспечение самозанятости и увеличение доходов сельского населения путем расширения и повышения товарности личных подсобных хозяйств – одно из основных направлений проекта. Увеличение семейного достатка за счет развития ЛПХ доступно практический каждой сельской семье.

Разработке мер в этой области предшествовал анализ развития ЛПХ в районе и выявление основных причин, тормозящих этот процесс.

Созданию условий и механизмов для устойчивого развития и повышения товарности личных подсобных хозяйств сельского населения района будут содействовать следующие мероприятия:

1. Укрепление правого положения владельцев личных подсобных хозяйств и совершенствование их взаимоотношений с коллективными предприятиями путем реализация конституционных прав граждан на землю посредством заключения договоров по использованию (аренда) земельных долей сельскохозяйственными организациями, фермерами. При этом в договорах предусматривается оказание услуг по ведению ЛПХ в счет арендной платы.

2. Обеспечение ЛПХ земельными участками и улучшение плодородия земель ЛПХ:

– принятие районным собранием депутатов решения об увеличении предельного размера землепользования в ЛПХ;

– разработка и апробация процедур выдела земельных участков в счет земельной доли из коллективных хозяйств для расширения ЛПХ, а также получения в пользование участков коллективных предприятий для коллективных огородов, пастбищ, сенокосов.

3. Улучшение доступа ЛПХ к рынкам материально-технических ресурсов, услуг, продовольствия и сельскохозяйственного сырья:

– привлечение ЛПХ к выполнению муниципального заказа на продовольственное обеспечение социальных учреждений района;

– совершенствование взаимоотношений и развитие интеграционных связей ЛПХ с сельскохозяйственными организациями, крестьянскими (фермерскими) хозяйствами, перерабатывающими, агросервисными и торговыми предприятиями, организациями потребительской кооперации, предпринимателями;

  • создание сельскохозяйственных потребительских кооперативов ЛПХ;

– формирование частных, муниципальных и смешанных предприятий (организаций) по представлению услуг для ЛПХ.

4. Формирование механизмов финансового обеспечения личных подсобных хозяйств:

  • предоставление микрокредитов из Фонда поддержки сельского развития района;
  • финансирование ЛПХ из средств бюджета муниципального образования;

– кредитование ЛПХ сельскохозяйственными организациями и крестьянскими (фермерскими) хозяйствами (в основном через товарный кредит);

– мобилизация собственных финансовых средств населения путем создания сельских кредитных кооперативов.

5. Информационно-консультационное обслуживание и повышение квалификации владельцев ЛПХ:

  • организация информационно-консультационного центра;
  • проведение обучающих семинаров, лекций и других учебных мероприятий;
  • создание опытно-показательных (демонстрационных) ЛПХ, демонстрационных полей, ферм и др.

6. Организационное обеспечение развития ЛПХ:

  • выявление и обоснование эффективных и высокодоходных видов хозяйственной деятельности для ЛПХ;

– содействие владельцам ЛПХ в подготовке правовых документов, технико-экономических обоснований, бизнес-планов и других документов по организации сельскохозяйственного производства, кооперированию ЛПХ и их рыночной интеграции;

  • проведение конкурсов на лучшее сельское подворье.

Развитие несельскохозяйственного бизнеса на селе Основными направлениями развития несельскохозяйственного бизнеса на селе являются:

  • хранение, переработка и сбыт сельскохозяйственной продукции;
  • заготовка древесины и деревообработка, производство строительных материалов и строительство;
  • народные промыслы и ремесла;
  • бытовое обслуживание населения;

– заготовка и переработка дикорастущих плодов и ягод, лекарственных растений и другого природного сырья;

  • сельский туризм;
  • развитие сельской торговли.

Содействие занятость населения является одним из важнейших элементов социальной политики, регулируемой государством. Основным критерием социальной направленности страны является уровень занятости населения.

В ходе разработки ВКР были освещены следующие направления:

В теоретической части были раскрыты понятие занятости населения и приведены ее основные формы, а так же рассмотрены основные методы регулирования занятости население государством.

В аналитической части дипломного проекта была рассмотрена социально – экономическая ситуация, а так же ситуация на рынке труда в Кировской области.

Как показал анализ за 2008 – 2014 годы в Кировской области наблюдается стабилизация социально–экономических показателей, отмечается рост следующих социально – экономических показателей:

объемов промышленного производства, прибыли, заработной платы. Произошло небольшое улучшение сложной демографической ситуации, сохранявшейся в течение длительного времени. Начиная с года, в особенности в последние три года, отмечается положительная динамика и по показателю увеличения рождаемости, и по показателю высококвалифицированных кадров остается негативным характером социально-экономического состояние Кировской области.

Изменения в сфере занятости населения Кировской области связаны, с одной стороны, с происходящими в обществе демографическими процессами, состоянием трудовых ресурсов, существующей системой подготовки, переподготовки и повышения квалификации кадров, с другой стороны, – состоянием экономики, уровнем доходов населения.

Несмотря, на относительно благополучную ситуацию с занятостью населения, рынок труда Кировской области характеризуется значительной продолжительности, территориальной, профессионально-квалификационной диспропорциями спроса и предложения рабочей силы, особенно в разрезе город-село (большинство заявленных работодателями вакансий находится в городах, поселках городского типа, районных центрах, а большая часть безработных, зарегистрированных в службе занятости, проживает в сельской местности рисунок. 9),наличием отдельных территорий с высокой напряженностью на рынке труда, наличием большого количества населенных пунктов, где нет работодателей или имеются только рабочие места бюджетной сферы.

направленные на совершенствование регулирование занятости населения в Кировской области.

В данном направлении предлагается общие рекомендации по повышению самозанятости и их экономическое обоснование при, создание бизнес-инкубатора и по переобучение граждан — Разработка рекомендации по совершенствованию кадрового обеспечения учреждений здравоохранения Кировской области.

ресурсами учреждений здравоохранение и вследствие повысить, качества предоставляемых медицинских услуг.

  • Разработка рекомендаций по обеспечение занятости и повышение доходов сельского населения.

Предлагаемое мероприятие поможет повысить занятость в сельской местности.

1) Конституция Российской Федерации 2) Закон Российской Федерации от 19.04.1991 № 1032-1 «О занятости населения в Российской Федерации»

уровня продовольственной безопасности страны // АПК: экономика, управление. 2010.№8.-С.2-6.

Издательство «Дело и Сервис», 2011.-528 с.

5) Аверьянов Ю., Калашникова И. Регулирование занятости с точки зрения теории // Человек и труд. 2012. №5.- С.45-55.