ГЕНДЕРНЫЕ РАЗЛИЧИЯ УДОВЛЕТВОРЕННОСТИ БРАКОМ

Актуальность работы состоит в том, что в современном мире увеличился процент разводов в нашей стране, которой в большей степени связан с неготовностью молодёжи во вступление в брак, которая обусловлена различными стереотипами, неготовностью взять ответственность друг за друга и за свою семью, а также с неправильным представлением о браке и т.д., что в результате снижает удовлетворенность браком.

Институт семьи представляет собой одну из важнейших ценностей каждого человека. Впрочем, она является одной из наиболее кризисных сфер жизни, а особенно это больше всего наблюдается в России, где число неблагополучных браков возрастает. Семья по своей сути может открыть для человека возможности для личностного роста, а так же, она представляет для него много новых требований.

Человеку, чтобы создать семью, необходимо быть материально независимым, от родительского дома, а также достичь определённого уровня материальной зрелости. Напротив, молодые люди психологически не готовы к браку, что определяет их чрезмерную привязанность к родителям.

Проблеме семейных взаимоотношений в научной психологической литературе, уделяется большое внимание. Э.Г. Эйдемиллер, И.В. Гребников, отмечают, что именно в семье удовлетворяются многие важные потребности и в свою очередь, потребность в самоутверждении и безопасности.

О межличностном взаимодействии в психологической литературе говорили такие авторы как: Н.Н.Обозов, Л.Я. Гозман, Е.О.Смирнова, В.И. Мясищев, Т.В. Сенько, и др. Однако брачные и семейные отношения, это не только взаимоотношения супругов, в процессе развитии семьи, супруги выполняют разные функции, поэтому рассмотрение проблемы межличностных отношений в супружестве предполагает комплексный характер.

Проблему удовлетворённости браком исследовали такие авторы, как Л.Я. Гозман, Ю.Е. Алёшина, В.А. Сысенко, А.Ю. Тавит, С.И. Голод, Т.А.

Гурко, и др.

Многие исследования в психологии, направлены на то чтобы супруги имели согласование друг с другом и правильно взаимодействовали друг с другом, чтобы повысить свою удовлетворённость в браке, однако некоторые вопросы все же остаются не раскрытыми.

Таким образом, актуальность нашей проблемы заключается, во-первых, в существовании различных трудностей, которые переживают семьи и супруги в современном мире, а во-вторых, недостаток знаний у самих супругов для успешного взаимодействия и удовлетворённости в браке.

Цель исследования: Изучение гендерных различий удовлетворённости браком у студентов.

12 стр., 5843 слов

Ненормативный кризис семьи: развод

... Солодниковым, в предразводной ситуации супруги обращаются за помощью не в консультацию по вопросам семьи и брака, а к родственникам и друзьям: к матери – 75,8%, друзьям – 51,8%, отцу – 39,2%, ... вполне сопоставима с европейскими странами, где, как утверждают зарубежные исследователи, семья сегодня – это «брак добрых друзей», объединившихся для совместного устройства жизни и воспитания детей. В этой ...

Объект исследования: супружеская удовлетворённость.

Предмет исследования: гендерные различия удовлетворённостью браком студентов.

Гипотеза исследования: Мы предполагаем, что существует взаимосвязь удовлетворённости браком с ролевыми ожиданиями и притязаниями супругов в браке, однако характер этой взаимосвязи будет различным у юношей и девушек в студенческих супружеских семьях.

Задачи исследования:

1. Осуществить анализ научной, отечественной и зарубежной литературы по теме удовлетворённости браком;

2. Эмпирически изучить проблему супружеской удовлетворённости в браке у студентов;

4. Осуществить сравнительный анализ супружеской удовлетворённости браком у юношей и девушек студенческого возраста;

5. Разработка рекомендаций для студенческих супружеских пар, по оптимизации межличностного взаимодействия и повешения удовлетворённости в браке.

Методы исследования. Для решения поставленных задач, достижения цели и проверки гипотезы использовались следующие методы:

1. Тест – опросник удовлетворённости браком (ОУБ), разработанный В.В. Столиным, Т.Л. Романовой, Г.П. Бутенко.

2. Тест – опросник «ролевые ожидания и притязания в браке» («РОП»), автор А.Н. Волкова.

Методы математической обработки:

1. угловое преобразование процентных долей Фишера;

2. коэффициент корреляции Пирсона.

Научная новизна. В современном мире, существуют различные программы, специализированные на то, что бы наши молодые семьи были крепкими и максимально подготовленные к браку и эти программы должны строиться на свежих научных данных. А так же, данные исследования помогут в консультировании молодых пар и семейной психологии.

Практическая значимостьисследования состоит в том, что результаты исследования могут быть полезны, и используемы в брачно – семейном консультировании, так как для этого необходимы знания об особенностях межличностного взаимодействия супругов и факторах, влияющих на удовлетворённость браком.

Практической базой являются студенты ТГУ 1 — 5 курсов, в Тольяттинском государственном университете.

Глава 1. Теоретическое изучение проблемы удовлетворённости браком у студентов

1.1 Проблема супружеской удовлетворённости браком в

отечественной психологии

Социологи считают, что самым важным элементом в человеческом обществе является семья, как малая группа. Это мы можем увидеть в работах Ю.Е. Алёшиной, Е.М. Дубовской, Н.Ф. Федотовой, Л.Я. Гозмана, М.С. Мацковского, С.И. Голод и др.

А. Мокшанцева, и Р. Мокшанцев, говорили о том, что: «семья, как достаточно сложная общность людей, выполняющая обширный спектр социальных функций, из которых важнейшая является воспроизводство человеческой жизни» [8, с. 50-52].

В психологическом смысле А.З. Шапиро, определяет семью: « как систему межличностных взаимодействий, которые призваны, в общем плане, во-первых, защищать индивида от манипулятивных воздействий общества, а во-вторых, приспособить его к жизни в этом обществе, давая средства для нормального функционирования» [20, с. 16-20].

Семью, как некую общность людей, связанных родством, родительством и супружеством, которые осуществляют преемственность поколений, воспроизводство и социализацию своего нового поколения, и поддержание существование семьи, видел А.И. Антонов.

8 стр., 3567 слов

Кризисные периоды брака

... частые проявления отрицательных эмоций, возрастание напряженности в отношениях между партнерами. Второй кризисный период наступает примерно между семнадцатым и двадцать пятым годами совместной жизни. Он ... изменением типа отношений в современной семье: новые модели семьи порождают собственные формы разрыва этих отношений. Если в традиционном браке под разводом понимают разрыв отношений в юридическом, ...

На Конституции РФ основываются законодательства и нормы, и основными моментами брака являются:

  • равноправие между мужчиной и женщиной;
  • демократия – взаимоотношения;
  • обеспечивающие права [15, с. 14].

Идеальных людей нет, но любой человек в нашей жизни имеет своё представление о совершенстве и о совершенном партнёре, а так — же каждый человек нуждается в любви и понимании, потому чтобы человеку чувствовать себя уверенным и полноценным ему необходимо ощущать собственную «нужность».

Даже если супруги, по их мнению, являются идеальными, в своё время они всё равно столкнуться с трудностями и неприятностями, проявляющимися повсеместно. Мелкие проблемы, связанные с бытом, могут проявляться и преследовать нас повсюду, но любовь и взаимопонимание поможет преодолеть все трудности и стать счастливой и благополучной семьёй [15, с. 12].

В современном мире, долгие и стабильные отношения, считаются пережитком прошлого, а остальное большинство вообще сомневаются в их существовании. Многие люди, часто разводятся и заново женятся, и считают это совершенно нормальным.

Семья это первооснова брака, которая является куда более сложной системой, эти два вида отношений хоть и тесно связанны между собой, но они являются пересекающимися понятиями. Ведь брак имеет своё существование без семьи и наоборот, семья может иметь своё существование без брака.

В.Н. Мясищев, утверждал: «что психологической основой отношений являются потребности» [5, с. 33]. В своих исследованиях Г.В. Лагонда утверждал: «что центром брачных отношений является гендер. Если брать в расчёт некоторые альтернативные формы брака, то можно утверждать, что мужчине для создания брака нужна женщина, и наоборот, на основе этого, автор определяет брак как систему межличностных гендерных отношений, которые являются способом удовлетворения определённых потребностей для супругов» [5, с. 33-38].

Этапы исторического развития брачно — семейных отношений выделил В.И. Зацепин:

  • промискуитет – в этот период отношения между мужчиной и женщиной были основаны только на биологических потребностях, так же этому периоду было присуще вступление в половые отношения всех членов общества, в том числе и кровное родство;
  • эндогамия — где каждая женщина могла принадлежать любому мужчине и наоборот.

экзогамия – это первая социальная регуляции сексуальных отношений[12, с. 22-40].

Как историческая форма взаимоотношений, брак прошёл своё развитие от полигамии к моногамии. История возникновения моногамии семьи начитывает множество тысячелетий.

Три исторических типа семьи С.М. Голоду:

  • патриархальный тип – тут наблюдается принцип доминирования и подчинения, в отношениях мужчин к жёнам и родителей к детям;
  • дето — центристский тип – основан на приоритете воспитательной функции и включает в себя равноправие супругов, где основным корнем отношений становится доверие и взаимопонимание. Главным смыслом такой семьи, является воспитание детей.

супружеский тип – сложился на протяжении нового времени, в основе которого лежит предпочтение супругами личных ценностей. В таких семьях, как правило, мало детей и время их появления тщательно планируется. Воспитание детей перестаёт быть главной целью жизни, и это место занимает личностный рост и самореализация [35, с. 46-50].

74 стр., 36630 слов

Кризисные ситуации в семье и их роль в развитии личности ребенка

... человек: экспериментальная группа 923 человека) – дети из семей, недавно переживших развод, контрольная группа (23 человека) – дети из полных семей. Структура и объем работы: дипломная работа ... семейных кризисов имеет свои закономерности протекания, свою феноменологию. Особое внимание среди кризисных ситуаций в семье занимает развод. Развод - это результат кризисного развития отношений ... на супругов, их ...

В каждой культуре есть традиционный брак, являющийся общепринятым способом удовлетворении супружеских потребностей. Но также существуют в обществе люди, которые не согласны на этот способ и на фоне этого возникают другие различные формы супружеских отношений весьма (нетрадиционных).

Т.В. Сенько считал, что главной задачей во взаимоотношениях супругов, является согласованность супружеских прав и обязанностей, формирующимися в результате согласованных притязаний [9, с. 44-56].

В.Н. Дружинин считает, что между доминированием и принятием ответственности существует крепкая взаимосвязь. Доминантный человек ответственный за других членов семьи [37, с. 24].

И.В. Гребников считал: «что адаптация, это приспособление супругов друг к другу и к обстоятельствам, в которых находится семья, и является так же главной целью согласованности мыслей, поведения и чувств» [20, с. 16].

Согласно с мнением предыдущего автора Г.П. Андрух и В.В. Кришталь выделяют важность адаптации в браке и полагают, что супруги, которые испытывают трудности при вступлении в супружеские отношения, имеют адаптивность, менее сформированную [2, с. 9-11].

1.2 Проблема супружеской удовлетворённости браком в

зарубежной психологии

Довольно важным показателем жизненного счастья человека является брак и семья в целом, именно она даёт ощущения психологического комфорта, удовлетворённость жизнью, заботу и тепло, это первый социальный институт, который сохранившийся по сей день, несмотря на все сложности общественного развития.

Семья самоорганизует общество, с которой связанно много общечеловеческих ценностей, поэтому она является большой ценностью. Конечно, общественные кризисы влияют на деформацию семьи: социальная апатия, ценностный вакуум, и д.р.,

В ходе совместной деятельности людей, появляется межличностное взаимодействие, а так же в жизнедеятельности общение и отношения неразрывны.

Профили брака по В. Сатир:

  • миротворец – согласие в словах, проявление беспомощности, выраженные в позе жертвы, внутреннее ощущение собственной ничтожности;
  • обвинитель – не согласие в словах; считает себя самым главным, испытывает внутреннее ощущение одиночества.

расчётливый – внешне холоден и спокоен, внутри ощущает свою уязвимость;

  • отстранённый – слова для него не имеют смысла, а лишь ощущение неловкости, ненужности [20, с. 15-17].

В психологии акцентируются на отношение самого человека к своему

браку, это характеристика, согласно Л.Я. Гозману, Ю.Е. Алёшиной и Е.М. Дубровской, называется «удовлетворённость браком» [4, с. 13-14].

Для наибольшей удовлетворённости в семье, это понимание важности удовлетворённости всех потребностей личности, и каждому супругу нужно достичь этого определённого уровня удовлетворённости неких желаний, за пределами которого возникает дискомфорт, который формирует отрицательные чувства и эмоции, а так же взаимосвязанными характеристиками, является стабильность и удовлетворённость, однако они же не являются общими. Стабильные браки не всегда имеют высокий уровень удовлетворённости, и наоборот [6, с. 9].

6 стр., 2960 слов

История развития денег и их роль в жизни человека

... жизни человека и определить роль денег в жизни одноклассников - учеников 4 В класса. Задачи: 1. Изучить литературные и электронные источники по данной теме; ... истории денег, об их роли в современном мире необходимы каждому человеку. Изо дня в день мы имеем дело с деньгами - покупаем на ... пользоваться деньгами, посвящают в финансовое положение семьи, более разумно распоряжаются деньгами. Методы ...

С.И. Голод, считал, что удовлетворённость браком: «это представлений о семье, которые складываются в сознании под влиянием различных событий в жизни, опыта» [27, с. 40-42].

А.Ю. Тавит выделил 2 группы факторов удовлетворённости браком:

1 – до оформления брачных отношений, психологическая основа такие как (личностные качества пары, идеалы партнёра и т.д.);

2 – в период брачных отношений, это проведение общего досуга и распределение домашних обязанностей.

В.А. Сысенко выделяет две группы факторов, которые обеспечивают стабильность и удовлетворённость браком это:

1 – социально — экономические факторы, что включают в себя (материальное обеспечение семьи и условий жилья и т.д.);

2 – социально — психологические факторы, удовлетворяющие душевные потребности, такие как (психологическая поддержка, в потребности быть любимым, взаимопомощь, сексуальные потребности, потребность в сотрудничестве и доверительном общении и др.,) [7, с. 34-36].

Т.А. Гурко, изучая семьи, выделила следующие факторы удовлетворённости браком:

  • материальный доход семьи, возраст супругов, количество детей в семье и т.д.;
  • вне семейная сфера, включат в себя, профессиональную деятельность, взаимоотношения с близкими и т.д.;
  • установки, поведение в различных сферах семейной жизни, включают в себя, распределение семенных ролей, проведение свободного времени и т.д.;
  • межсупружеские отношения, включающие в себя, время знакомства до брака, схожие интересы и ценности, совпадение взглядов, супружеская верность и чувство любви, или негативное отношение к супругу [4, с. 22-25].

Еще одна работа автора, показала, что если мужья, помогают в домашних делах, то их жены в таких семьях чаще удовлетворены браком, 50% в семьях удовлетворены и 19% в семьях, не удовлетворены, чем в семьях, где муж слабо учувствует или не учувствует вовсе в домашних делах [31, с. 100].

Т.М. Дымнова изучила зависимость супружеской семьи от родительской, где она говорила, что родители оказывают значительное влияние на супругов. Сопоставляя эти две семьи из выборки 800 человек, она выявила их зависимость. Супруги, выросшие в полных семьях, которые состоят в стабильном браке – 72%, и 20% составляло разведенных супругов, вышедшие из полных семей [35, с. 16].

Совместимость функций и ролей в браке:

  • согласованное представление о своих ролях всей семьи;
  • совместное выполнение семейных функций.

На нижнем уровне находится психофизиологическая совместимость:

  • характер;
  • темперамент;
  • способности к адаптации.

И сексуальная совместимость:

  • потребности;
  • индивидуальные предпочтения [2, с. 6-8].

В. Сатир, определяет это, как «семантически неправильное чтение мыслей». Это чтение происходит тогда, когда один человек полагает, что знает внутренний мир, мысли и чувства другого человека, при этом, не спрашивая это у него напрямую.

Это действие является одним из наиболее разрушительных способов, из-за которого люди, которые имели самые наилучшие намеренья в семье, могут уничтожать в ней всё хорошее, причиняя при этом большую боль.

Поза человека, тон голоса, мимика, пауза, темп речи, жесты, это всё является важными сигналами, посылающими от человека и наиболее важно правильно понимать это вербальное и невербальное послание человека, вместо того, чтобы делать предположения о его действиях.

10 стр., 4759 слов

Кризис института брака и семьи

... брака, во время совместной жизни и общего ведения хозяйства, и причины, которые объективно существовали до момента создания семьи. Последнюю группу причин называют факторами риска, так как наличие их в период ... на количество браков и разводов и говорит о глубоком социальном кризисе семейного института. В одной ... из родителей супругов), проблема взаимоотношений между членами молодой семьи и живущими с ...

Различные изменения, которые происходят в системе семьи, могут сопровождаться периодами кризисов, но благодаря этому появляется способность к личностному росту каждого в семье и всей семейной системе в целом [11, с. 8-12].

С.И. Голод считает: «что удовлетворённость, это представления о семье, и эти представления складываются у человека под влиянием различного опыта, а так же автор говорил, что в супружеской жизни существуют естественные подъёмы и спады уровня удовлетворённости браком» [27, с. 10-13].

По данным исследования Ю.Е. Алёшиной, «удовлетворённость семейной жизнью зависит так же брачного стажа. Она вывела кривую зависимости U образной формы»:

  • впервые 2 десятилетия, удовлетворённость браком снижается до min, в парах от 12 до 18 лет;
  • после этого удовлетворённость браком возрастает, но уже медленнее [5, с. 15-17].

П. Памнли, исследовала взаимосвязь между удовлетворённостью браком и брачным стажем.

1.3 Особенности супружеских отношений в юношеском возрасте

у студентов

Супружество, по мнению С.И. Голода, это личностное взаимодействие мужа и жены, которое регулируется моральными принципами и поддерживается присущими ему ценностями.

В юношеском возрасте есть большая потребность проявлять себя в жизни, а так же продолжается рост «Я» и способность к выражению и сохранению своей индивидуальности.

В этот период уже построилась основа, помогающая преодолеть страх потери собственного «Я» в условиях групповой деятельности, интимной близости, или дружбы.

Л.С. Выготский, из всех концепций впервые назвал этот период «началом зрелой жизни». «Студенческий возраст, как отдельная возрастная и социально – психологическая категория появилась в науке в 1960 годах, в Ленинградской психологической школе, под руководством Алёшиной Ю. Е.»[45, с. 12-18].

Также он говорил: «что студенческий возраст связан с этапами развития взрослого человека, который представлен в виде переходной фазы от созревания к зрелости и определяется, как поздняя юность, ранняя взрослость 18 – 25 лет» [42, с. 11].

Ю.Е. Алёшиной говорила о том: « что студенческий возраст является сензитивным периодом, для развития основных социогенных потенций человека» [2, с. 15-20].

Студенческий возраст, это время наступления комплексных реструктуризаций психических функций внутри интеллекта. Помимо этого, в студенческом возрасте происходит полное изменение всей структуры личности.

Это рассматривали такие авторы, как: М. Д. Дворяшина, И.А. Зимняя, Ю.Е. Алёшина, Л.С. Грановская, И.С. Кон, В.Т. Лисовский, и др. С точки зрения общепсихологического развития студенческий период направлен на интенсивную социализацию человека, развития ВПФ, а так же формирование интеллектуальных систем и личности в целом [37, с. 18-30].

Новообразование в юношеском возрасте охватывает мотивационные, волевые, познавательные и эмоциональные психические процессы, а так же в структуре личности как: потребности, интересы, характер и наклонности.

8 стр., 3751 слов

Кризисы семейной жизни

... особенностями супругов и изменением чувства любви, которые также могут стать причиной кризисных отношений в браке. Почему ... закономерными этапами, они "заложены" в алгоритме существования любой семьи. Кризисные ситуации являются своеобразной проверкой семьи ... Девушка, нуждающаяся в дурном обращении, обычно находит кого-нибудь, кто готов с нею сотрудничать; если человек чувствует, что заслуживает в жизни ...

Важным новообразованием в этот период является Смысл жизни, а так же появление нового роста жизненных планов.

Период юношеского возраста является периодом подготовки к взрослой жизни, а так же, является этапом, полного физического созревания и достижения социальной зрелости, связанного с взрослением.

По мнению автора: «этот возрастной период испытывает на себе влияние социальной системы, и сам человек в процессе социализации усваивает новые и оставляет старые социальные роли, психологическое содержание юности связано с развитием самосознания, решения проблем профессионального самоопределения и вступления во взрослую жизнь».

В юности человек старается утвердить себя в том деле, которое выбрал, начинает обретать профессиональное мастерство, и именно в этот период завершается его профессиональная подготовка, а следовательно, и студенческая пора.

Из работ А.В. Дмитриева, В.Т. Лисовского, Б.Г. Ананьева, С.В. Ковалева, и др., период обучения в вузе совпадает с 1 периодом зрелости, который в свою очередь предусматривает комплексное формирование черт личности, а так же, особенностью нравственного развитии личности в этом возрасте, является укрепление сознательных мотивов, и растущему интересу к проблемам морали, а именно: долгу, преданности, цели, образе жизни, любви [8, с. 3].

С точки зрения возрастной психологи: «изменения в этом периоде и функций внутреннего мира, самосознания, перестроением психических процессов и свойств личности и изменения в эмоционально – волевой системе жизни» [9, с. 18-20].

А так же: «юность – это период жизни, идущий после отрочества до взрослости, с условными границами от 15 – 16 лет, до 21 – 25 лет в этом возрасте так же есть стремление к другому полу, и это стремление может доминировать над убеждениями и сформированными ценностями человека, и по этому, молодость называют периодом всепоглощающей страсти к другому человеку, которая может доминировать над другими чувствами» [28, с. 1520].

Социологи З.И. Файнбург, С.И. Голод, А.Г. Харчев, и др., в своих работах, результаты которых показали, что преобладающим мотивом, для вступления в брак, является любовь и близкие к ней духовные, этические, эстетические ценности, и ожидания, общие вкусы и интересы, образ жизни, материальные соображения и т.д. Каждый автор пользуется с их точки зрения наиболее значимым набором мотивов [22, с. 28-30].

Любовь, как эмоциональная основа, для вступления в брак, является преобладающей из всех мотивов и для большинства супругов, она остаётся важнейшей ценностью, а так же многие супруги считают, что одной из субъективных характеристик, которые позволят более продуктивно функционировать семье – это сохранение взаимной любви у супругов.

Для большинства молодёжи важно иметь экономические достижения и самостоятельность при вступлении в брак, которая поможет, по их мнению, создать благополучную семью, и посредством этого лишь 11% ориентируются на ранние браки, что является сравнительно малым количеством.

1.4 Гендерный аспект отношений и факторы, влияющие на

удовлетворённость браком

Субъекты семьи сильно отличаются друг от друга из-за природы гендерных различий, принципом которого заключается в метаболизме разных полов.

24 стр., 11710 слов

Особенности протекания кризиса юности в студенческом возрасте ...

... юноша уже в полной мере начинает реализовываться профессионально. Целью нашей дипломной работы является исследование особенностей протекания кризиса юности в студенческом возрасте. Объект: кризис юношеского возраста. Предмет: критическая фаза кризиса в студенческом возрасте. ... и биохимии, юношеский возраст определяется как 17 - 21 год - для юношей и 16 - 20 лет - для девушек. Психологи расходятся ...

Женщины более нуждаются в интимности отношений, как доверительной связи с конкретным человеком. Из-за гендерных различий в стилях общений, в семье у каждого партнёра может возникать чувство, что его не хотят выслушать или вовсе не понимают.

Женщины любят процесс обсуждения, по их мнению, это является свидетельством равноправного диалога. У большинства мужчин всё наоборот, их угнетают долги дискуссии, которые при этом является для них не существенными. Исследования показало, что у обоих полов самооценка так же уязвима одинаково и различные жизненные трудности могут ослабевать уверенность в себе.

И.В. Грошев, обнаружил, что женщины и мужчины по разному решают конфликтные ситуации, которые возникают в семейном кругу. Женщины более терпимы и стремятся к компромиссу или, скорее всего, готовы заплакать, а мужчины чаще прибегают к «сильным» выражениям [17, с 11].

Как отмечает И.В. Грошев, женщины чаще вспоминают плохое, или ошибки, которые допустил супруг в прошлом, мужчины же в свою очередь придерживаются причиной или проблемой, из-за которой она возникла [22, с. 44].

По мнению Ю.М. Чуйкова, при преодолении конфликтов, у мужчин более выражено соперничество и особенно выражены компромиссы, а у женщин в свою очередь приспособление и сотрудничество [11, с. 22].

Т.В. Андреева, и Ю.А. Шмотченко, провели исследование о мужском взгляде на брак и оно показало, что у мужчин, живущих в сожительстве и в некоторых случаев имевшие и детей, у них замечалось удовлетворённость браком более высокая, однако их готовность к расставанию была выше, чем у не женатых, при этом всё у 1 партнёра больше свободы, а у других больше проблем [35, с. 24-30].

У Мужчины имеется склонность искать себе супругу моложе себя, женщины же предпочитают мужчин, как правило, лишь не на много старше себя, и при выборе партнёра, более разборчивые и воспринимают мужчину, прежде всего, как зрелую личность

Мужчину больше всёго привлекает в женщине её природные черты, такие как: внешность, фигура, походка и т.д., для женщин предпочтительнее брак с человеком, который выше социальным статусом, или же с человеком простым, но хорошим по хозяйству, за этим выбором женщины ищут безопасность, стабильность и гарантированный уровень жизни.

Факторы, которые затрудняют у женщин вступление в брак, это:

  • высокий уровень зарплаты;
  • высокий уровень образование [32, с. 23-28].

Из-за чего мужчины могут начать ощущать себя не полноценными и чувствовать себя с такими женщинами более не комфортно, но если у женщин уровень образования более низкий, это ничуть не напрягает и не смущает мужчин.

По данным Л.А. Коростылёвой, отказ от вступления в брак объясняется по некоторым неприемлемым характеристикам, для каждого пола:

  • женщинам неприемлемо в мужчинах: вспыльчивость, гневливость, наркомания, пьянство, азартные игры, отсутствие или несформированность семейных установок, безволие, недостаточность проявления положительных чувств;
  • мужчинам неприемлемо в женщинах: неопрятность во внешности и в быту, неупорядоченный образ жизни, несдержанность, склонность к бурному проявлению эмоций, чрезмерную занятость вне семейной жизнью [12, с. 44].

Социальные представления о гендере, которые касаются норм социального поведения и т.д., говорят, что мужчина выступает, как носитель активного, социально – творческого начала, а женщина, как пассивная природная сила.

9 стр., 4219 слов

Специфические инвестиции в браке и способы их защиты

... о том, что специфические инвестиции на уровне семьи играют немаловажную роль. Супруги желательно должны не нарушать условия контракта, извлекая выгоду из брака на равных условиях, и постараться не ущемлять ... спорта; 4) двушка выходит замуж за иностранца, в результате чего она должна выучить Защита специфических инвестиций может осуществляться следующими способами. 1. Одна из сторон должна привлекать ...

Социальные роли, так же противоположны, мужчина является «кормильцем» и осуществляет в семье общее руководство и несёт главную ответственность за дисциплину детей. Женщина же по этим меркам, должна выполнять семейно бытовые обязанности, обеспечение домашнего уюта и тепла. Тут речь идёт не просто об иерархии и распределении обязанностей, но и о подчинении жене мужу.

Семейное главенство осуществляется путём управляющих функций:

  • общим руководством семейными делами;
  • принятием ответственных решений;
  • регулирование внутри семейных отношений;
  • метод воспитания детей;
  • распределение семейного бюджета [13, с. 48].

При этом всё встречаются 2 типа главенств:

1. патриархальная – муж глава семьи;

2. и эгалитарная – совместное семейное руководство [26, с. 33].

По мнению У. Харли, в строительстве семьи, часто возникающие неудачи у супругов, объясняются причиной попросту незнания потребностей друг друга, так как, у разных полов они разные и вследствие этого труднее приспособиться к ним и супружеской жизни [59, с. 61].

По данным исследования Т.В. Андреевой, и Т.И. Пипченко, мужчины менее склонны анализировать свои потребности связанные с браком, и для молодых мужчин в частности, важно удовлетворение потребностей, таких как: хозяйственная поддержки жены, большая потребность в моральной поддержке, о привлекательности женщины во внешнем плане, и наиболее значимая потребность в спутнице как в «единомышленнице» [4, с. 12].

А у молодых женщин от 20 до 30 лет, актуально удовлетворение потребностей, таких как: проявление нежности и заботы к себе, внимания, любви, общения и просто присутствия рядом, сексуальное удовлетворение, искренность и открытость в отношении с мужем и финансовой поддержке.

Для женщин 30 – 40 лет потребности иные, такие как: искренность и открытость мужчины, посвящённость семье, которая должна выражается в заботе и воспитании детей, финансовая поддержка, проявление нежности и общение.

С.В. Ковалев, определяет: «благополучная семья та, в которой созданы все условия для нормальной жизнедеятельности её членов и эффективного выполнения важнейших семейных функций – репродуктивной и воспитательной» [22, с. 80].

В.М. Целуйко, одним из интегральных показателей супружеского благополучия определил, психологическую совместимость супругов: «Люди, создающие семью, стремятся удовлетворить комплекс потребностей – в любви, в детях, в переживании общих радостей, в понимании, общении. Однако становление семьи – это не только реализация идеальных представлений о браке, которые сложились у будущих супругов. Это реальная жизнь двух, а затем и нескольких людей, во всей её сложности и многообразии; она включает непрерывные переговоры, заключения соглашений, компромиссы и конечно, преодоление трудностей, разрешение конфликтов, которые есть в каждой семье» [40, с. 57].

Выводы по первой главе

Студенческий возраст с точки зрения физиологической зрелости и психологической подготовленности считается наиболее благоприятным для создания семьи и рождению детей.

Студенческие браки в большинстве, весьма сплочённые, и она основывается на основе общих интересов, групповой идентичности и определённом образе жизни. Напротив, из-за того что молодые люди слабо подготовлены к семейной жизни, это часто приводит к конфликтам, которые в свою очередь, могут разрушить семьи.

Изучив гендерный аспект потребностей супругов современной семьи в браке и семье в целом, можно сказать о том, что мужчины меньше всего проводят анализ своих потребностей, связанных с браком, или часто вовсе не осознают их.

Чаще всего, мужья нуждаются в женской поддержке и заботе, которая в свою очередь проявляется в инициативе ведения домашнего хозяйства, моральной поддержке, а мужчины, которые имеют заниженную самооценку, это способствует к её повышению и позволяет больше поверить в себя.

У женщин преобладает потребность в эмоциональной и финансовой поддержке, в доверии, и в том, чтобы муж был больше посвящён семье и детям.

«Факторы удовлетворённости браком:

1. социально – демографические и экономические характеристики семьи: величина дохода, возраст супругов, число детей в семье и т. д.;

2. характеристики внесемейной сферы жизнедеятельности супругов: профессиональная сфера, взаимоотношения супругов с ближайшим социальным окружением и т.д.;

3. установки и поведение супругов в основных сферах семейной жизнедеятельности: распределение домашних обязанностей, и совпадение установок в данной сфере, организация досуга;

4. характеристики межсупружеских отношений: эмоционально – нравственные ценности (чувство любви и уважения к партнёру, общие взгляды и интересы, супружеская верность и т.д.)» [30, с. 18].

Глава 2. Анализ результатов эмпирического исследования

удовлетворённости браком студентов

2.1 Организация исследования удовлетворённости браком

студентов

Наше исследование проводилось 2018 года, в Тольяттинском государственном университете, города Тольятти, в котором принимали участие студенческие пары юношеского возраста, с 1 по 5 курс обучения, где стаж брака, у этих молодых пар не превышал 5 лет. Выборка нашего исследования составляла 40 человек (20 пар) из которых 20 девушек и 20 юношей.

Для исследования уровня удовлетворённости у юношей и девушек и взаимосвязи её с ролевыми ожиданиями и притязаниями в браке использовались следующие методики:

  • тест – опросник удовлетворённости браком (ОУБ), разработанный В.В. Столиным, Т.Л. Романовой, Г.П. Бутенко;
  • и тест — опросник «ролевые ожидания и притязания в браке» («РОП»), автор А.Н. Волкова.

Первая методикаопросник удовлетворённости браком (ОУБ): «это методика направлена на установлении степени удовлетворённости или неудовлетворённости браком у каждого супруга, а так же совпадение или рассогласование полученных оценок. В основе опросника лежит представление об удовлетворённости браком, как о стойком эмоциональном явлении, которые включает в себя, чувства, обобщенные эмоции, генерализованное переживание, нежели рациональную оценку успешности брака по тем или иным параметрам. Эти чувства могут проявляться в эмоциях, которые возникают в разных ситуациях, так и в многообразных оценках, сравнениях и мнениях» [22, с. 50].

Методика Ролевые ожидания и притязания в браке: «её главная цель: Во-первых — уточнение представлений супругов о значимости в семейной жизни:

  • сексуальных отношений;
  • личной общности жены и мужа;
  • родительских обязанностей;
  • профессиональных интересов каждого из супругов;
  • хозяйственно – бытового обслуживания;
  • моральной и эмоциональной поддержки;
  • внешней привлекательности партнёра» [36, с. 30].

«Эти показатели, которые отражают основные функции семьи, составляют (ШСЦ) – шкалу семейных ценностей» [36, с. 35].

«Во-вторых – узнать, как представляют себе супруги желаемое распределении ролей, между женой и мужем, при реализации семейных функций, которые объединены (ШРОП) – шкалой ролевых ожиданий и притязаний в браке» [36].

1.2 Результаты исследования и их интерпретация

Проведя анализ методики опросник удовлетворённости браком «ОУБ», мы получили следующие результаты, которые отобразили в таблице 1.

Таблица 1 ‒Результаты эмпирического исследования удовлетворённости

браком у студентов

Количество испытуемых

Категория

Юноши Девушки Абсолютно удовлетворены 9 11 Удовлетворены 11 4 Не удовлетворены 3 5 Переходные 1 1 Средняя оценка У.Б. 36,4 35,8 Примечание: У. Б. – Удовлетворённость браком.

Из этой таблицы можно сделать вывод, о том, что:

У юношей в молодых студенческих семьях средний бал составляет 36, 4, что говорит о благополучности семей и большей удовлетворённости браком в семье, чем у девушек.

У девушек в молодых студенческих семьях средний бал составляет 35, 8, что так же показывает о благополучности семей в целом, но меньшей удовлетворённостью браком, чем у юношей. (Приложение А)

Таблица 2 ‒ Результат эмпирического исследования степени

удовлетворённости браком в студенческих семьях. Юноши Девушки Удовлетворённость Удовлетворённость

количество количество

браком браком

Абсолютная Абсолютная

9 11 удовлетворенность удовлетворенность Удовлетворённость 11 Удовлетворённость 4 Неудовлетворенность 3 Неудовлетворенность 5 Переходные отношения 1 Переходные отношения 1

Данная таблица позволяет сделать вывод, что в равной степени:

  • абсолютно удовлетворены браком – 9 пар;
  • удовлетворены браком – 4 пары;
  • не удовлетворены браком – 0 пар;

Остальные пары имеют не равную степень удовлетворённости браком:

  • абсолютно удовлетворены / удовлетворены – 2 пары;
  • удовлетворены / не удовлетворены – 3 пары;
  • удовлетворены / переходные – 1 пара;
  • не удовлетворены / переходные – 1 пара.

Результаты исследования методики «Ролевые ожидания и притязания в браке». (Приложение А)

Рисунок 1 ‒ Значимость лично — сексуальной сферы для студенческих

супружеских пар

На рисунке 1 видно, что значимость данной сферы у молодых супругов выделена, как:

6,3% у юношей и 25% у девушек в высокой значимости;

40,6% у юношей и 52,6% у девушек в средней значимости;

53,2 % у юношей и 21,9% у девушек в низкой значимости.

Это говорит нам о том, что понимание супругами ценности интимных отношений, как правило, формируется в процессе совместной жизни и по мере достижения психо — сексуальной совместимости.

Рисунок 2 ‒ Значимость субъективно- опознавательная сферы для

студенческих супружеских пар

На рисунке 2 видно,что значимость данной сферы отношений, у молодых супругов выделена, как:

26% у юношей и 71% у девушек в высокой значимости;

48,9% у юношей и 22% у девушек в средней значимости;

29,10% у юношей и 7, 5% у девушек в низкой значимости.

Это нам говорит о том, что девушки, ожидающие от своих супругов общих интересов, взглядов на жизнь и ценностей, в большей степени, чем юноши от своих супруг.

Рисунок 3 ‒Значимость домашней сферы для студенческих

супружеских пар

На рисунке 3 видно, что значимость данной сферы отношений, у молодых супругов выделена, как:

37,6% у юношей и 47,3% у девушек в высокой значимости;

47% у юношей и 37,6% у девушек в средней значимости;

7,5% у юношей и 0% у девушек в низкой значимости.

Это нам говорит нам о том, что вопрос по распределению домашних обязанностей одинаково важен и для юношей, и для девушек.

Рисунок 4 ‒ Значимость педагогической сферы для студенческих

супружеских пар

На рисунке 4 видно,что значимость данной сферы отношений, у молодых супругов выделена, как:

53,2% у юношей и 63,5% у девушек в высокой значимости;

41% у юношей и 37,5% у девушек в средней значимости;

8% у юношей и 0% у девушек в низкой значимости.

Из этого можно сделать вывод, что данная сфера, как и для юношей, так и для девушек имеет равно высокую значимость. На нашем рисунке наглядно показано, что для девушек, значимость данной сферы чуть выше, это может объясняться бытовыми привычками, которые были сформированы.

Рисунок 5 ‒ Значимость общественной сферы для студенческих

супружеских пар

На рисунке 5 видно,что значимость данной сферы, у молодых супругов выделена, как:

56,4% у юношей и 53,2% у девушек в высокой значимости;

38% у юношей и 43,9% у девушек в средней значимости;

6,3% у юношей и 3,15% у девушек в низкой значимости.

Из этого можно сделать вывод, что данная сфера для юношей и девушек имеет достаточно высокую значимость. И юноши, и девушки считают, что их супруг(а) должны социально реализовываться, как и в жизни, так и в карьерном росте.

Рисунок 6 ‒Значимость сферы душевного состояния для студенческих

супружеских пар

На рисунке 6 видно, что значимость данной сферы, у молодых супругов выделена, как:

65,5% у юношей и 65,5% у девушек в высокой значимости;

35% у юношей и 28,5% у девушек в средней значимости;

7 % у юношей и 0% у девушек в низкой значимости.

Из этого можно сделать вывод, что данная сфера для юношей и для девушек имеет высокую значимость, каждому равнозначна психологическая поддержка и домашний уют.

Рисунок 7 ‒ Значимость сферы внешней красоты для студенческих

супружеских пар

На рисунке 7 видно, что значимость данной сферы отношений, у молодых супругов выделена, как:

50,5% у юношей и 51,5% у девушек в высокой значимости;

38% у юношей и 50% у девушек в средней значимости;

15,8% у юношей и 3,2% у девушек в низкой значимости.

Из этого можно сделать вывод, что данная сфера для юношей и для девушек имеет высокую значимость. Они оба считают, что в браке необходимо заботиться о своей внешности и красиво одеваться, соответствуя с тенденциями современной моды.

Данные наивысших значений, которые были получены во всех 7 сферах жизнедеятельности у студенческих супружеских пар, мы обозначили графиком.

Рисунок 8 ‒ Наивысшие значения по всем 7 сферам жизнедеятельности

у супругов

Примечание: 1 – лично – сексуальная, 2 –субъективно — опознавательная, 3 –домашняя 4 – педагогическая, 5 – общественная, 6 – душевное состояние, 7 – внешняя красота.

На рисунке 8 наглядно видно, что лично – сексуальная, субъективно – опознавательная, домашняя, и педагогическая сферы, более значимы для девушек, чем для юношей.

При выявлении особенностей ролевых ожиданий в браке у юношей и девушек в студенческих семьях, нами были получены следующие результаты

Рисунок 9 ‒ Ролевые ожидания у юношей в студенческих супружеских

парах

Из данного рисунка видно, что 80% юношей, ждут, что их жёны будут активно заниматься домашним хозяйством.

81%юношей, считают, что их жёны должны взять на себя воспитание детей.

65%юношей, ожидают от своих жён направленность, на карьерный рост, играя при этом активную общественную роль.

100% юношей, ожидают от своих жён, что они должны поддерживать всех членов семьи и создавать уют в доме.

61%юношей, ожидают от своих жён, что они будут красиво одеваться, ухаживать за своим внешним видом соответствуя при этом тенденциям современной моды.

Рисунок 10 ‒ Ролевые притязания у юношей в студенческих

супружеских парах

Из данного рисунка видно, что у юношей притязания в студенческих супружеских парах определились следующим образом:

42% юношей в супружеских парах готовы активно помогать своим жёнам в домашнем хозяйстве.

69% юношей в супружеских парах готовы принимать активное участие в воспитании детей.

65% юношей в браке готовы заниматься карьерным ростом для благополучия своей семьи.

69% юношей в браке стремится оказывать моральную и эмоциональную поддержку в семье.

25% юношей в браке молодого возраста стремятся следить за собой, красиво и модно одеваться.

Рисунок 11 ‒ Ролевые ожидания у девушек в студенческих

супружеских парах

Из данного рисунка видно, что 55% девушек, ожидают от своих супругов активной помощи в домашнем хозяйстве.

80% девушек, рассчитывают, что их муж возьмёт на себя активную родительскую позицию и будет готов выполнять родительские обязанности и заниматься воспитанием детей.

50% девушек, ожидают от своих мужей продвижение, по карьерной лестнице, играя при этом активную общественную роль.

75% девушек, ожидают от своих мужей, что они будут заниматься поддержкой семьи и поддержанию домашнего уюта.

75% девушек, ожидают от своих мужей, что они будут красиво и модно одеваться.

Рисунок 12 ‒Ролевые притязания у девушек в студенческих

супружеских парах

Из данного рисунка видно, что у девушек притязания в студенческих супружеских парах определились следующим образом:

50% девушек в супружеских парах готовы сами заниматься домашним хозяйством

60% девушек в супружеских парах готовы принимать активное участие в воспитании детей;

70% девушек в браке готовы строить свою карьеру;

65% девушек в браке стремится оказывать моральную и эмоциональную поддержку в семье.

65% девушек в браке хотят заботиться о своей красоте и красиво, модно одеваться.

Рисунок 13 ‒Ролевые ожидания и притязания у юношей в студенческих

супружеских парах.

Адекватность ролевого поведения супругов зависит от соответствия ролевых ожиданий и притязаний супругов. Из данного рисунка видно, что они неодинаковы.

Наблюдается соответствие у юношей в таких сферах жизнедеятельности семьи как: общественная, а так же наиболее приближены ожидания и притязания супругов в педагогической сфере.

Таким образом, готовность юношей в браке расти и совершенствоваться в своей профессиональной сфере, а так же заниматься воспитанием детей, согласуется с ролевыми ожиданиями. (Приложение В)

Рисунок 14 ‒Ролевые ожидания и притязания у девушек в

студенческих супружеских парах

У девушек в студенческом браке наблюдается соответствия в таких сферах, как: домашняя, душевное состояние, внешняя красота. Это говорит о том, что они готовы заботиться о домашнем хозяйстве и морально поддерживать свою семью своего, а так же достаточно большое внимание уделяют своему внешнему виду

Наименьшее соответствие у девушек в браке наблюдается в таких сферах, как: общественная и педагогическая. Это значит, что ожидания девушек состоят в том, что их супруг должен в большей степени строить карьеру и уделять внимание в воспитании детей, что не согласуется с ролевыми притязаниями.

Обобщая, можно сделать вывод о том, что у юношей и девушек в студенческих супружеских парах, ролевые ожидания и притязания различаются, девушки от своих мужей в больше степени ожидают моральной поддержки, понимания, заботы и общих интересов и в большей степени стремятся следить за своим видом, при этом красиво и модно одеваться, чем юноши. (Приложение В) Таблица 3 ‒Корреляционный анализ ролевых ожиданий и удовлетворённости

браком у студенческих пар

Шкалы Испытуемые 1 2 3 4 5

хоз. – род. – соц. – псих. – внешняя

быт. восп. актив. тера-я. прив. Вся выборка -0,23 -0,09 0,08 0,07 0,07 Девушки -0,08 -0,09 -0,04 0,06 0,10 Юноши -0,39 -0,10 0,30 0,08 0,03

Данные представленные в (таблице 3) свидетельствуют о том, что: была получена значимая отрицательная корреляция между удовлетворённостью браком и хозяйственно-бытовой сферой у юношей, при rxy = -0,39, что достоверно для второго уровня значимости rcт. = 0,35. Из полученных данных следует вывод, что существует взаимосвязь ожиданий мужчин в домашней сфере и их удовлетворённости браком. Таблица 4 — Корреляционный анализ ролевых притязания и удовлетворённостью браком у студенческих супружеских пар

Шкалы Испытуемые 1 2 3 4 5

хоз. – род. – соц. – псих. – внешняя

быт. восп. актив. тера-я. прив. Вся выборка 0,25 0,17 0,24 0,28 0,11 Девушки 0,22 0,18 0,24 0,22 0,18 Юноши 0,28 0,15 0,24 0,44 0,03

Значимой статистической взаимосвязи не выявлено.

Анализируя взаимосвязь между согласованностью семейных ценностей и удовлетворённостью в браке у студенческих пар мы получили следующие результаты: Таблица 5 ‒Корреляционный анализ согласованности семейных ценностей и

удовлетворённости браком у студенческих пар

Шкалы

1 2 3 4 5 6 7 Испытуемые

интим- лич.– хоз. – род. – соц. – псих. – внешняя

сек. идентич. быт. восп. актив. тера-я. прив.

Вся выборка -0,36 -0,36 0,11 -0,01 -0,01 0,17 -0,21 Девушки -0,35 -0,01 0,21 -0,04 0,15 0,25 -0,18 Юноши -0,38 0,06 0 0,02 -0,2 0,07 -0,26

Данные представленные в (таблице 5) свидетельствуют о том, что: была получена значимая отрицательная корреляция между удовлетворённостью браком и лично — сексуальной сферой супругов, при rxy = -0,36, что достоверно для второго уровня значимости rcт. = 0,35.

Из полученных данных можно сделать вывод о том, что чем меньше различий во взглядах супругов на данную сферу своих взаимоотношений, тем выше их удовлетворённость браком.

Так же, значимая отрицательная корреляция наблюдается и в сфере субъективно — опознавательной , при rxy = -0,36, что достоверно для второго уровня значимости rcт.= 0,35.

То есть, чем меньше различие у супругов в представлении о знаках проявления моральной поддержки партнёра, тем выше будет удовлетворённость браком супругов. В остальных 5 сферах согласованности семейных ценностей супругов и их влияние на удовлетворённость браком, значимой корреляции не выявлено.

2.3 Рекомендации молодым супружеским парам по оптимизации

межличностного взаимодействия и повешения удовлетворённости в браке

Принципы наиболее благоприятного супружеского общения:

  • нельзя выражать недовольство к поведению или поступкам другого человека через «пиление»;
  • «пилят» как правило, людей беззащитных, чьим мнением и психическим состоянием не очень интересуются;
  • «пиление» — это выражение собственной слабости;
  • ни в коем случае нельзя критиковать, ругать других членов семьи прилюдно;
  • нельзя обсуждать недостатки членов собственной семьи «за спиной»;
  • в своих отношениях с близкими нельзя быть жестоким, а так же стараться из мести причинить боль;
  • необходимо проявлять душевную щедрость;
  • не показывать «характер» и вообще ничего не делать только ради принципа;
  • в своих бедах не вините окружающих, не убедившись, что сами не спровоцировали их реакцию;
  • необходим контроль собственной эмоциональности, не позволять эмоциям властвовать над разумом.

«Приёмы оптимизации взаимодействия»:

  • организовывать и поддерживать в рамках семьи множественное ролевое взаимодействие;
  • не забывать устраивать в жизни семьи праздники;
  • больше разговаривать с близкими, не прятаться дома в броню молчания;
  • «сигнализировать» своим близким о своём эмоциональном состоянии;
  • учиться искать и находить в других людях хорошее;
  • стремиться к тому, чтобы общение всегда было диалогичным.

Выводы по второй главе

На основе проведённого эмпирического исследования можно сделать следующие выводы:

1. Степень удовлетворённости браком у юношей и девушек в студенческих браках не одинакова, юноши в большей степени удовлетворены браком, чем девушки.

2. Ролевые ожидания и притязания, а так же согласованность семейных ценностей различна у юношей и девушек в таких сферах как: лично – сексуальная, субъективно — опознавательная, домашняя и педагогическая более значима для девушек. Они в большей степени, чем юноши ожидают от своих супругов общности интересов, эмоциональной и моральной поддержки. Различаются и притязания юношей и девушек в сфере внешней красоты, что говорит о том, что девушки в большей степени, чем юноши, стремятся следить за своим внешнем видом и тенденциями современной моды.

3. Анализ взаимосвязи согласованности семейных ценностей и удовлетворённости браком дал нам следующие результаты: Согласованность семейных ценностей супругов в студенческих супружеских парах связана со степенью удовлетворённости браком в таких сферах, как: лично сексуальная сфера и субъективно — опознавательная.

4. Анализ взаимосвязи ролевых ожиданий и притязаний на удовлетворённость браком показал нам следующие результаты: В студенческих супружеских семьях была выявлена взаимосвязь удовлетворённости браком и ожиданиями, а точнее их отсутствием, у юношей по отношению к девушкам в домашней сфере.

Исходя из выше сказанного, можно сделать вывод о том, что гипотеза поставленная нами в данном исследовании подтвердилась.

Заключение

Удовлетворённость браком, являясь эмоционально – оценочным отношением супругов к семье, прямо непосредственно влияет, на устойчивость супружества.

Основой составляющей удовлетворённость браком является удовлетворённость супругов, межличностными взаимоотношениями их характерологические и личностные особенности, а так же согласованность супругов. Супружеские взаимоотношения должны обязательно выполнять своеобразную психотерапевтическую функцию – быть средством разрядки и покоя. Для того чтобы человек был в нормальном психологическом состоянии важно, чтобы в семье он чувствовал себя спокойным, открытым, эмоционально раскрепощённым и защищённым.

Психотерапевтическая функция является очень важной, а именно создание условий для взаимной открытости, непредвзятости, снятие необходимости в психологической защите, обеспечение открытого самовыражения, взаимного сопереживания.

Дефекты межличностного взаимодействия, низкая культура супружеского общения, ведут к утрате психотерапевтической функции семьи, усугубляя внешние травмы, приводя к неудовлетворённости браком.

Таким образом, для успешного развития брака, удовлетворённости супругов браком существенное значение оказывает межличностное взаимодействие супругов. Так же выяснилось, что девушки чуть в большей степени удовлетворены браком, чем юноши.

Степень ролевой адекватности у юношей и девушек в различных сферах жизнедеятельности неадекватна.

Таким образом, ожидания у юношей и девушек в студенческом браке различаются, в душевной сфере, что говорит о том, что девушки в большей степени, чем юноши ожидают от своих партнёров общности интересов, эмоциональной и моральной поддержки.

Различаются и притязания юношей и девушек в сфере внешней красоты, что говорит о том, что девушки в большей степени, чем юноши, стремятся следить за своим внешнем видом и тенденциями современной моды.

Анализ взаимосвязи согласованности семейных ценностей и удовлетворённости браком дал нам следующие результаты:

Существует взаимосвязь в студенческих браках между удовлетворённостью браком в таких сферах как: лично – сексуальной и субъективно – опознавательной.

Анализ взаимосвязи ролевых ожиданий и притязаний на удовлетворённость браком показал нам следующие результаты:

В студенческих супружеских семьях была выявлена взаимосвязь удовлетворённости браком и ожиданиями, а точнее их отсутствием, у юношей по отношению к девушкам в домашней сфере.

Список используемой литературы

1. Алёшина, Ю.Е. Индивидуальное и семейное психологическое консультирование [Текст]/ Ю. Е. Алёшина. — М., 1993. — 175 с.

2. Алёшина, Ю.Е. Удовлетворённость браком и межличностное восприятие в супружеских парах с различным стажем семейной жизни [Текст]/ Ю. Е. Алёшина.- М., 1995. — 250 с.

3. Андреева, Т.В. Семейная психология [Текст]/ Т. В. Андреева // Учеб. Пособие. – М., 2004. – 244 с.

4. Андреева, Т.В. Мужской взгляд на брак [Текст]/ Ю.А. Шмотченко. – 203. — №7. – С. 225 – 227.

5. Антонов, А.И. Изучение репродуктивных установок как одна из важнейших задач социально – психологического исследования семьи [Текст]/ А.И. Антонов // Динамика изменения положения женщины и семья: материалы XII международного семинара по исследованию семьи. – М., 1972. – 13-24 с.

6. Антонюк, Е.В. Представления супругов о распределении ролей и становление ролевой структуры молодой семьи [Текст]/ Е. В. Антонюк. – М., 1992. – 24 с.

7. Ачгильдиева, Е.Ф. Методические проблемы изучения стабильности брака: [Текст]/ Е.Ф. Ачгильдиева. – М., 1982. – 18 с.

8. Бёрн, Э. Трансактный анализ и психотерапия [Текст]/ Э. Бёрн. – СПб.: Братство, 1992. – 224 с.

9. Бодалев, А.А. Восприятие и понимание человека человеком [Текст]/ А.А. Бодалев. – М., — 1982.

10. Василюк, Ф.Е. Психология переживания (анализ преодоления критических ситуаций) [Текст]/ Ф.Е. Василюк. – М.: Изд-во МГУ, 1984. – 200 с.

11. Волкова, А.Н. Методические приемы диагностики супружеских отношений [Текст]/ А.Н. Волкова // Вопросы психологии. — М., 1985. — №5. – 5 – 12 с.

12. Гаврилюк, В.В. Динамика ценностных ориентаций в период социальной трансформации [Текст]/ В.В. Гаврилюк. — М., 2000. — №1. – 12 – 18 с.

13. Гозман, Л.Я. Психология эмоциональных отношений [Текст]/ Л.Я. Гозман. – М.: Просвещение, 1987. – 104 с.

14. Голод, С.И. Молодая семья: молодёжь и современность [Текст]/ С.И. Голод. – М., 1975. — 187с.

15. Голод, С.И. Семья и брак: историко – социологический анализ [Текст]/ С.И. Голод. – М.: Петрополис, 1998. – 234.

16. Голод, С.И. Стабильность семьи [Текст]/ С.И. Голод. – М., 1984. – 150 с.

17. Гомезо, Н.В. Возрастная психология: личность от молодости до старости [Текст]/ Н.В. Гомезо, В.С. Герасимова, Г.Г. Горелова, Л.М. Орлова. – М., 2001. – 200 с.

18. Горностай, П.П. Творчество, как форма освоения и переживания времени личности [Текст]/ П.П. Горностай // Психология личности и время жизни человека. – Черновцы: ЧГУ, 1991. – С. 24 – 32.

19. Гурко, Т.А. Становление молодой семьи в крупном городе. Влияние добрачных факторов и особенностей ролевого взаимодействия на успешность брака [Текст]/ Т.А. Гурко // Автореф. дис. канд.филос.наук. – М., 1983. – 20 с.

20. Дементьева, И.Ф. Первые годы брака [Текст]/ И.Ф. Дементьева. – М., 1991.- 201 с.

21. Дружинин, В.Н. Психология семьи [Текст]/ В.Н. Дружинин. – М.: Изд. «Питер», 2005. – 176 с.

22. Дымнова, Т.И. Психология семейного образа жизни [Текст]/ Т.И. Дымнова. – М.: Изд. «Питер», 2005. – 144 с.

23. Здравомыслов, А.Г. Отношение к труду и ЦО личности [Текст]/ А.Г. Здравомыслов, В.А. Ядов. — М., 1965.- Т.2. – 54 – 61 с.

24. Иванова, Л.М. Судьба молодой семьи [Текст]/ Л.М. Иванова. – М.: « Просвещение», 1989. – 100 с.

25. Ильин, Е.П. Дифференциальная психофизиология мужчин и женщин [Текст]/ Е.П. Ильин. – М.: Питер, 2002. – 544 с.

26. Исканова, Л.Ш. Особенности отношений супругов живущих в незарегистрированном браке [Текст]/ Л.Ш. Исканова. – СПб.: СПбТУ, 2001.

27. Ильин, Е.П. Диференциальная психофизиология мужчины и женщины [Текст]/ Е.П. Ильин. – СПб.: Питер, 2003.

28. Каган, В.Е. Стереотипы мужественности – женственности и образ «Я» у подростков [Текст]/ В.Е. Каган // Вопросы психологии. – 1989. — №3. – С. 53.

29. Ковалев, С.В. Проблемы современной семьи [Текст]/ С.В. Ковалёв. – М.: Союз, 1989.

30. Ковалев, С.В. Психология современной семьи [Текст]/ С.В. Ковалев. – М.: « Просвещение», 1987. – 254 с.

31. Круглова, М.А. Мотивация активности личности как регулятор социального поведения [Текст]/ М.А. Круглова // Ананьевские чтения. – Тезисы научно – практической конференции. – 1999. — №2. – С. 29 – 37.

32. Карабанова, О.А. Психология семейных отношений и основы семейного консультирования [Текст]/ О.А. Карабанова. – М.: Гордарки, 2005. – 320 с.

33. Кочетков, А.И. Начало семейной жизни [Текст]/ А.И. Кочетов. — М., 1987. – 174 с.

35. Леонтьев, Д.А. Методика изучения ценностных ориентаций. [Текст]/ Д.А. Леонтьев. – М., 1992. – 101 с.

36. Леонтьев, Д.А. Ценность как междисциплинарное понятие: опыт многомерной конструкции [Текст]/ Д.А. Леонтьев // Вопросы философии. – 1998. — №5. – С. 11 – 15.

37. Майерс, Д. Социальная психология [Текст]/ Д. Майерс. – СПб.: «Питер», 1999. – 254 с.

38. Маслоу, С.И. Психология бытия [Текст]/ С.И. Маслоу. – М.: Ваклер, 1997. – 304 с.

39. Морогин, В.Г. Некоторые результаты экспериментально – психологического исследования ценностно – потребностная сфера личности [Текст]/ В.Г. Морогин // Сибирский психологический журнал. — 1997. — №5. – С. 87 – 96.

40. Морогин, В.Г. Теоретические и методологические вопросы экспериментально – психологического исследования ценностно – потребностная сфера личности осужденных [Текст]/ В.Г. Морогин // Сибирский психологический журнал. — 1996. — №3. – С. 23 – 33.

Приложение А

Таблица 6 ‒Сводная таблица результатов исследования студенческих пар

абсолютно удовлетворённых браком № Согласованность семейных ценностей.

Удовлетворённость пары. браком.

1 2 3 4 5 6 7 1 41 2 1 2 2 2,5 3 3 2 44 0 0 2 0 0 2 1 3 42 0 5 0,5 0,5 1,5 1,5 2 4 42 0 1 6 1 1,5 4,5 3 5 45 0 0 1 1,5 1 0 0,5 6 39 2 2 0,5 1 3 2,5 4,5 7 42 1 1 2,5 2 2 3,5 2 8 39 2 2 0,5 1 3 2,5 4,5 9 41 1 1 2,5 1,5 2 3,5 1,5 10 45 0 0 1 1,5 1 0 0,5 11 42 1 6 1 1,5 4,5 3 0,5 12 41 1 6 1 2 3 4.5 1 13 46 0 0 1 1,5 1 0 0,5 14 42 1 1 2,5 1,5 2 3,5 1,5 15 46 1 1 0,5 0,5 0 0,5 0,5 16 46 1 0 1 0,5 0 1 0,5 17 44 0 5 0,5 0,5 1,5 1,5 2 18 39 2 1 2 2 2,5 3 3 19 46 1 0 1 1 0 1 0,5 20 42 0 5 0,5 0,5 1,5 1,5 2 Таблица 7 ‒ Сводная таблица результатов исследования студенческих пар

удовлетворённых браком № Удовлетворённость Согласованность семейных ценностей. пары. браком. 1 2 3 4 5 5 7 1 29 1 1 1,5 0,5 0,5 2 4 2 34 0 1 2 2 0,5 0 2 3 30 2 2 0,5 1 3 2,5 4,5 4 32 3 3 0,5 2,5 1,5 1,5 2 5 34 0 0 2 0 0 2 1 6 33 2 0 0,5 0,5 1,5 0,5 1 7 34 1 4 0,5 1 0 0 0 8 30 0 1 2 2 0,5 0 2 9 33 1 0 2 0,5 1,5 0,5 0,5 10 34 2 0 0,5 0,5 1,5 0,5 1 11 34 0 1 2 0,5 2 0 2 12 38 1 2 1,5 1 2,5 0,5 0,5 13 30 2 2 1 0,5 2 3 4,5 14 33 0 2 0,5 0,5 1,5 0,5 1 15 38 1 1 1,5 2 2,5 0,5 0,5 Таблица 8‒Сводная таблица результатов исследования студенческих пар

неудовлетворённых браком № Удовлетворённость Согласованность семейных ценностей. пары. браком. 1 2 3 4 5 6 7 1 19 1 1 1,5 0,5 0,5 2 4 2 23 1 2 1,5 1 2,5 0,5 0,5 3 22 1 1 0 2,5 0,5 0,5 1 4 23 2 0 0,5 0,5 2,5 1 0,5 5 24 1 4 0,5 1 0 0 0 6 23 1 1 2 2,5 1.5 0,5 0,5 7 19 4 1 2 1 1,5 0,5 0,5 8 21 1 0 0 0 2 1.5 2,5

Таблица 9 ‒Сводная таблица результатов исследования студенческих пар

находящихся на переходном этапе отношений № Согласованность семейных ценностей.

Удовлетворённость пары

браком. 1 2 3 4 5 6 7

1 27 3 0,5 3 1,5 2,5 1,5 2 2 28 2 0,5 0 0,5 1 2,5 0,5

Приложение В

Таблица 10 ‒Сводная таблица результатов исследования и ролевых

ожиданий в студенческих парах № Мужчины. Шкалы РАМ Женщины. Шкалы РАЖ. пары. У.Б. 1 2 3 4 5 У.Б. 1 2 3 4 5 1 28 6 5 6 6 7 23 8 7 7 6 9 2 30 9 9 5 9 5 30 6 4 8 9 5 3 33 3 1 2 1 1 41 9 9 7 6 5 4 34 8 6 8 6 8 44 6 7 6 2 9 5 39 4 6 4 5 3 44 2 9 6 6 7 6 34 7 6 7 6 6 28 4 5 5 6 1 7 44 5 6 6 4 6 38 7 5 5 8 7 8 44 6 4 5 5 6 28 5 5 5 4 2 9 23 8 7 2 7 7 45 7 5 7 7 7 10 32 5 9 4 7 3 39 7 9 7 8 7 11 46 5 6 5 8 5 19 7 7 5 8 9 12 30 9 9 5 9 5 39 7 7 8 9 8 13 46 7 7 5 7 7 41 7 7 5 8 9 14 29 3 5 2 9 5 41 5 8 7 5 9 15 42 3 2 5 5 9 45 6 3 7 9 8 16 46 3 6 7 9 8 24 7 7 8 9 6 17 34 9 7 6 9 7 34 3 0 0 2 0 18 33 3 1 2 1 1 42 3 6 3 8 4 19 41 3 6 3 8 4 44 6 2 6 7 6 20 42 2 2 5 9 5 38 5 5 7 7 8 Таблица 11‒Сводная таблица результатов исследования и ролевых

притязаний в студенческих парах № Мужчины. Шкалы РАМ Женщины. Шкалы РАЖ. пары. У.Б. 1 2 3 4 5 У.Б. 1 2 3 4 5 1 28 7 3 5 5 6 23 6 5 9 6 5 2 30 7 5 7 6 2 30 7 3 6 5 5 3 33 1 0 1 2 1 41 8 9 9 5 7 4 34 6 7 9 6 6 44 5 5 8 8 6 5 39 6 7 7 3 3 44 6 5 8 5 7 6 34 3 4 6 7 3 28 3 8 7 9 9 7 44 7 7 7 9 3 38 5 4 8 7 6 8 44 8 7 9 6 3 28 7 7 8 4 9 9 23 7 6 5 4 7 45 7 5 8 9 4 10 32 8 9 9 3 0 39 7 9 9 7 9 11 46 7 7 8 6 5 19 4 6 3 8 9 12 30 6 5 7 7 2 39 8 8 7 6 5 13 46 7 5 8 7 4 41 4 6 3 8 9 14 29 5 7 3 7 5 41 5 5 8 9 3 15 42 7 5 7 3 5 45 7 9 6 9 8 16 46 8 9 6 9 7 24 6 5 3 7 4 17 34 3 4 6 7 3 34 0 0 0 0 0 18 33 2 0 1 1 1 42 6 3 3 4 8 19 41 4 4 6 3 5 44 5 5 6 7 8 20 42 5 5 7 3 7 38 4 5 7 6 8